Цепная реакция в Татарстане

В 2018 году в среднем по стране объем налоговых сборов в федеральный бюджет вырос на 30%, а в нефтедобывающих регионах — в 1,5 раза. Среди рекордсменов Татарстан, увеличивший сборы с 328,5 млрд до 490,3 млрд рублей (при 690 млрд совокупных налоговых сборов). И уже в I квартале 2019 года налоговые сборы в Татарстане выросли почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Глава Управления Федеральной налоговой службы по Татарстану Марат Сафиуллин сообщил, что рост НДС составил около 27%, налога на прибыль –19%.

Сфера грузоперевозок – одна из лидирующих по потенциалу собираемости налогов. Так, после громких дел и доначислений с такими перевозчиками, как ТК «Олимп» и «ЛидерТранс», ФНС и Следственный комитет взялись за О2. Выемки финансовых документов прошли на днях в офисе компании. Схема уклонения от налогов прекрасно известна и стандартна для перевозчиков региона: заключение договоров на неоказываемые услуги убивает сразу двух зайцев – занижает базу по налогу на прибыль и дает возмещение НДС.

Зато работа налоговиков в связке с подразделениями МВД, Следственным комитетом Прокуратурой делает нарушителей гораздо более сговорчивыми и покладистыми, чем без привлечения правоохранителей и исполнительной власти.

Ранее О2 уже попадал в поле зрения Следственного комитета в связи с расследованием в отношении как раз ТК «Олимп». Компания в прошлом году погасила 58 млн рублей выявленных налоговых недоимок, но затем вскрылась и сейчас раскручивается схема с НДС – обыски и выемки возобновились. «Олимп» и О2 имеют общих владельцев Олега Емельянова и Олега Антипова. Совокупно на обе фирмы приходится по разным данным от 700 до 750 машин. В рамках региона это серьезный масштаб и внушительные контрагенты.

Примечательно, что маховик расследований в последние месяцы раскручивается по цепочке – за одним выявленным нарушителем тянется гроздь фиктивных или подозрительных контрагентов, а далее проверяются уже связи и контракты этих компаний и выясняется, что данные компании оказывали аналогичные «услуги» и другим фирмам в области логистики. Местный бизнес варился в одном котле. Где-то использовались, к примеру, лизинговые схемы – например, срежиссированное банкротство транспортной компании с оборотами в сотни миллионов рублей по иску лизингодателя за долг менее чем в 400 тыс. Где-то – одни и те же фиктивные подрядчики, к которым, по данным следствия, относятся компании «Автоснабинвест», «Авалон-Ч», «Авекс Групп», «Транскомресурс», «Веландтрак», «Юджинлогистик» (фигуранты резонансного дела ЛидерТранса с миллиардными недоимками), «Перспектива», «Партнер», «Вильдана», «Урман», «Алмаз», «Пантера», «Малахит», «Дом Мечты», «МЕЛС», «Автоснаб-С», «Купи Оптом», «Авто Лига», «Интера» (фигуранты по О2) и др.

Словом, весь логистический бизнес региона сейчас сильно лихорадит. Новые звенья цепи могут привести и к другим перевозчикам – как крупным (ДЕЛКО, Альянс ТК, Феникс ТФК), так и мелким и средним (Р Транс, ТрансРеалГаз, Автоком НЧ, Автолидер, Камтранс, ТМК Групп и др).

Налоговые доначисления в логистике региона могут составить десятки миллиардов рублей. Бюджет наполнится – отрадно, бизнес будет в белой зоне – прекрасно. Однако на переходном этапе жертвами этого процесса могут пасть и клиенты перевозчиков. И речь тут совершенно не о том, что станет сложнее найти перевозчика. Риски вполне осязаемые, что наглядно показал крах РАТЭК (крупного перевозчика с 20-летним стажем). Если клиент перевозчика чист перед налоговой и не боится проверок – это не повод расслабляться. Так, встанет вопрос исполнения договоров бизнеса, связанных с теми или иными поставками товаров, на стадии между отгрузкой и получением. Практика РАТЭК показала, что арендодатели складов вешали замок на принадлежащие им помещения и не отдавали грузы получателям или владельцам до погашения долга перевозчика за аренду. Как вариант, делали платной выдачу грузов безотносительно того, была или нет осуществлена перевозка.

Некоторые отправители просто лишились своих грузов и не смогли найти концов. И в данной связи утрата товара без какого-либо возмещения – та беда, которая не приходит одна: срыв поставки чреват и штрафными санкциями, и разрывом действующих контрактов.

В текущих реалиях слишком выгодное ценовое предложение на грузоперевозку или откровенный демпинг – довольно негативный сигнал, считают эксперты рынка. Он может говорить о том, что это последняя попытка собрать деньги с рынка перед уже решенным банкротством и выводом средств. Здесь уместно вспомнить поговорку «скупой платит дважды»: сэкономить, конечно, хочется всем, но и риск возможных собственных – и значительных! - убытков возрастает.