Снова в школу: психологи дали советы по адаптации ребенка к новому учебному году

Снова в школу: психологи дали советы по адаптации ребенка к новому учебному году

1 сентября в школах уже прошли торжественные линейки. Родители подарили учителям цветы, купили детям все необходимое для учебного года. Но впереди еще самое сложное – новый учебный год. Который, к тому же, начинается после долгих летних каникул. За их время дети уже отвыкли от учебы, раннего подъема каждый день в одно и то же время. А для первоклашек сейчас и вовсе наступает совершенно новый этап в жизни. Что нужно, чтобы адаптация к учебному процессу у ребенка прошла как можно мягче и быстрее? Об этом мы поговорили с детскими психологами.

РЕЖИМ ДНЯ

По словам психологов, один из наиболее важных моментов при адаптации школьника к учебному году – это его подведение к тому режиму дня, который у него устанавливается во время учебы. Ребенок должен четко понимать, что и во сколько ему нужно делать. Однако переходить к школьному режиму дня нужно постепенно.

«Любая привычка формируется не сразу. Для перехода к любому новому поведению требуется время и постепенность», - говорит главный детский специалист по медицинской психологии Минздрава Татарстана, член правления РПО по Татарстану, психолог-эксперт РПО по Приволжскому Федеральному округу РФ, член РПО РФ, заведующая отделением ДРКБ Татарстана Лилия Горохова.

«Если вы будете постоянно выбиваться из режима, сегодня ложиться так, а завтра по-другому, то у ребенка закрепится, что это абсолютно нормально и так можно. Поэтому здесь важно постепенно вводить ту или иную привычку».

Есть также и рекомендации по тому, как ребенок должен проводить время перед сном.

«Если вы сдвигаете время отхода ко сну (лучше постепенно, минут на 40- 50), то необходимо это время "заполнить", то есть что- то поделать вместе с ребёнком (почитать, поиграть, что он сам захочет, вместе с мамой или папой). Пусть это в дальнейшем будет традицией, провести время перед сном без гаджетов», - говорит психолог-консультант по вопросам детско-родительских, семейных и подростковых проблем, член РПО РФ, медицинский психолог ДРКБ Татарстана Ольга Антонова.

Важно, чтобы школьник привык в будние дни вставать в одно и то же время по звонку будильника. А вот в выходные, когда ребенку не надо никуда идти, позвольте ему поспать подольше, если ему так комфортнее, советует Горохова. Это нужно для того, чтобы школьник понимал, что есть рабочие дни и есть дни отдыха.

Большое значение имеет и настроение, с которым ребенок встает с кровати.
«Подниматься по звонку будильника нужно всем вместе в радостном, приподнятом эмоциональном состоянии», - подчеркивает Горохова.

ЭМОЦИИ

Эмоциональная составляющая вообще играет важную роль в адаптации школьника к учебному процессу. Чтобы ребенок быстрее привык к учебе, родители должны транслировать радость.
«Родителям нужно прежде всего обратить внимание на своё состояние, на свои эмоции. А именно: вы должны быть максимально вовлечёнными, радостными и уверенными, сообщая ребёнку о новом режиме дня, например, или о том, что предстоит поменять в ближайшее время, что придётся исключить на время( в каникулы снова к этому вернёмся)», - говорит Антонова.

Важно также акцентировать внимание на положительных сторонах начала учебного года, отмечает Горохова. Например, говорите ребенку, что он наконец-то встретился со своими школьными друзьями, учителями, что будут проходить интересные мероприятия, которые ему нравятся, что он сможет проявить себя на уроках, получать хорошие оценки и так далее.

Кроме того, почаще напоминайте ему о приятном времяпрепровождении на досуге.
«Сообщайте ребёнку о планах на выходные, планируйте вместе с ребёнком. Напоминайте ему о тех "приятностях", которые его ждут впереди! (вечером, в выходные, на каникулах), - говорит Антонова.

Однако даже если родители всячески настраивают ребенка на позитив, нет никакой гарантии, что у него не будет никаких отрицательных эмоций, связанных с процессом обучения. Главное – научиться правильно с ними работать.

«Будьте сейчас особенно бережными и внимательными к своему ребёнку. К его проявлениям и реакциям. Спокойно принимайте его негативные эмоции тоже. Контейнируйте их. Это значит, что вы называете эти эмоции (например, говорите: " да, я вижу, ты немного расстроился, или , я вижу как ты волнуешься немного), далее можно выслушать и сказать, что вам это тоже знакомо, и это нормально в этой ситуации», - рекомендует Антонова.

МАЛЕНЬКИЕ ПРИЯТНОСТИ

Еще один важный момент в процессе адаптации к учебной нагрузке – это закрепление положительного результата. Родителям следует помнить, что главное на начальном этапе – научить ребенка учиться, а перфекционизм здесь может только навредить ребенку.

«Нужно фиксировать внимание не на негативном поведении (когда ребенок что-то не сделал или сделал не так, как надо), а на позитивном выполнении ребенком его заданий», - отмечает Горохова. – «Мы погружаемся не в само содержание учебы: например, он не так сосчитал или не так написал. На данном этапе это вообще не имеет никакого значения. Потому что, делая замечание и акцентируя внимание на содержании, мы можем отбить у ребенка мотивацию к учебе. Вот он сел, тетрадочки разложил. Все, мы это приветствуем. Это считается, что ребенок уже настроился на учебу. Как он выполнит свои задания, это уже не так важно».

Существует много способов закрепления положительного результата. Как вариант, например, ведение такого дневника, где ребенок прикрепляет наклейку за каждое небольшое дело, которое он сделал.

Встал по будильнику – наклейка, вовремя сел за домашние задания – наклейка. С этой целью также прекрасно подойдет просмотр любимых мультфильмов. Однако родители должны преподносить их не как способ отдыха, а именно как бонус за проделанную работу.

«У родителей часто бывает такая ошибка, что они думают: ребенок устал – дам ему посмотреть мультик. Так вот – мультик должен быть награждением, а не отдыхом. Потому что у нас так работает эндокринная система, нейромедиаторы: во время любимого занятия у ребенка выделяется дофамин, отвечающий за получение удовольствия. И надо, чтобы это происходило после выполнения домашнего задания», - пояснила Горохова.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Отдельная тема – это адаптация к учебному году у первоклассника. Родителям тех детей, которые только что пошли в школу, психологи советуют активно помогать ребенку и направлять его в правильное русло.

«Это очень важный для ребенка период. Родители во время него должны сопровождать школьника», - говорит Горохова. – «В психологии есть такой термин «зона ближайшего развития». То есть, это зона, где ребенок еще самостоятельно не может справиться. У него еще не выработались те навыки, привычки и поведение, которые необходимы для успешного проявления себя в роли школьника.

Поэтому в это время ребенка нужно сопровождать, во всем поддерживая и фиксируя внимание на положительных моментах. Здесь очень важно научить школьника правильно реагировать, выражать свои переживания, для того чтобы у него выработался навык преодоления. Да, это будут стрессы. И важно, чтобы ребенок проходил через них вместе с родителями».

Родителям неплохо взять отпуск на этот период, считает психолог.