Банки и МФО будут информировать заемщиков о рисках закредитованности
Уже с января этого года банки и микрофинансовые организации обязаны сообщать клиентам о рисках при получении нового кредита или займа, если показатель долговой нагрузки (ПДН) составляет более 50%.
Регулятор обязал кредиторов рассчитывать ПДН для всех потенциальных заемщиков, которые подают онлайн заявки на займы. Это отношение платежей по кредитам к среднемесячному доходу. Банки и МФО должны запросить из бюро кредитных историй сведения о текущих и одобренных кредитах и микрозаймах, а также о лимитах по кредиткам. Иногда учитываются кредиты, по которым человек является созаемщиком или поручителем.
Платежеспособность потенциального заемщика кредитно-финансовыми организациями оценивается разными способами, рекомендованными Центробанком: с помощью документов для подтверждения дохода, данных Росстата о средних доходах в конкретном в регионе и информации, указанной в заявке самим клиентом. Однако последний вариант актуален лишь для потребительских кредитов и займов в размере 10-50 тыс. рублей и автокредитов. С согласия ЦБ кредиторы могут оценить финансовую состоятельность заявителя с помощью модельного подхода.
Как кредиторы будут сообщать клиентам о критическом росте долгов
В данный момент нет единых правил касательно уведомления заемщиков о высокой долговой нагрузке.
При подаче заявки в финансовой организации клиент должен дать согласие на получение соответствующего оповещения. Клиенты будут получать два уведомления о риске просрочки при высокой закредитованности: в процессе подачи заявки на получение кредита и при заключении договора. В первом случае это будет лишь предупреждение всех заявителей о возможном риске, во втором — информирование заемщиков с ПДН более 50%.
В условиях критического роста долгов кредиторы стремятся установить прозрачный и эмпатичный контакт с клиентами, предоставляя им информацию о необходимых действиях в случае затруднений с выплатами кредита. Кроме того, кредиторы могут предоставить советы о финансовом планировании и бюджетировании, помогая клиентам принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.
В условиях критического роста долгов кредиторы стремятся установить прозрачный и эмпатичный контакт с клиентами, предоставляя им информацию о необходимых действиях в случае затруднений с выплатами кредита. Кроме того, кредиторы могут предоставить советы о финансовом планировании и бюджетировании, помогая клиентам принимать обоснованные решения в сложных ситуациях.