Бизнес с китайскими партнёрами — популярное направление для российских предпринимателей. Чаще всего находят поставщиков из КНР и договариваются с ними о регулярных поставках. Рассказываем, какими способами можно сотрудничать с Китаем и на какие моменты нужно обращать внимание.
Способы работы
Есть две схемы для предпринимателей, которые хотят выстроить бизнес с Китаем с нуля: напрямую или через посредника. В первом случае компания сама находит китайских производителей, заключает с ними контракты, подбирает транспорт, взаимодействует с юристами и таможенными брокерами. Это более сложная схема, но в перспективе она может принести больше прибыли — в том числе благодаря тому, что с партнёром будут выстроены отношения, и это позволит рассчитывать на скидки при поставках.
Взаимодействие через посредника — более простой вариант. Нужно найти контрагента и заказать у него товар китайских производителей. Не придётся беспокоиться о транспорте и таможне, организовывать валютные переводы и проверять каждую партию груза. Минус этой схемы в том, что посредник будет забирать до 15% стоимости партии, а у предпринимателя не будет прямого контакта с поставщиком.
Виды сотрудничества
Российские компании и индивидуальные предприниматели чаще всего выбирают один из трёх видов взаимодействия с китайским рынком:
продают готовые товары;
становятся дистрибьюторами для конкретной компании из КНР и официально представляют бренд;
закупают комплектующие, собирают в России и продают под собственным брендом.
В любом случае сначала нужно определить направление бизнеса и изучить рынок конкурентов. Только потом — понять, как в этом могут помочь китайские производители, и выстроить наиболее подходящую схему взаимодействия.
Типы поставщиков
Заказывать из КНР можно у следующих поставщиков:
Фабрики-производители. Они работают по схемам OEM или ODM. В первом случае производитель может создавать уникальные изделия по заказу партнёра, во втором — нужно выбирать из готового ассортимента.
Торговые компании. Они закупают товары оптом у фабрик и перепродают другим предпринимателям. Сотрудничество с ними обходится на 5−10% дороже, чем с фабриками, но это более простая схема, если вы хотите закупать несколько категорий товаров.
Поиск поставщика
Чтобы найти поставщика из КНР, можно использовать:
B2B-платформы — китайские площадки, которые похожи на привычные маркетплейсы. Одна из самых популярных платформ — Alibaba, где можно найти почти любые товары. У неё есть англоязычная версия.
Выставки. Для этого нужно лично приехать в Китай и пообщаться с представителями местных фабрик. В КНР ежегодно проводится более 1000 выставок, самая известная из которых — Кантонская.
Baidu — главная поисковая система в КНР. В ней придётся искать партнёров на китайском языке с использованием онлайн-переводчика. Baidu позволяет найти интересные товары, которые ещё не продаются в России. Но не факт, что у такого поставщика будут документы для экспорта и желание расширять бизнес.
Проверка партнёра
При поиске поставщика из другой страны есть риск столкнуться с мошенничеством. Поэтому любого потенциального партнёра нужно тщательно проверять. Основные способы:
Поиск на карте. Нужно скопировать адрес компании и найти его на онлайн-картах. Если это фабрика, то по адресу должно находиться производственное помещение. Если там многоэтажка в центре города или деревенский дом, есть повод усомниться в честности поставщика.
Проверка документов. Можно запросить лицензию, сертификат об открытии банковского счёта и другие бумаги. Для их проверки придётся обратиться к эксперту в китайском языке и делопроизводстве.
Можно также лично приехать на фабрику или запросить пробную партию товара. Но это дополнительные инструменты проверки, главное — документы.