Портал "Известия" опубликовал материал о том, что к 2015 году цена за литр бензина может составить от 33 до 36,5 рублей.
В Министерстве транспорта подсчитали, на сколько надо поднимать акцизы на бензин, чтобы наполнить дорожные фонды - на ремонт и содержание автомобильных дорог. Как следует из письма Минтранса в Минфин (отправлено в начале ноября), ведомство предложило правительству два варианта роста акцизов - плавный и интенсивный. Идею дальнейшего роста базовых ставок акцизов в жесткой привязке к формированию дорожных фондов поддерживают и в Минпромторге.
В первом варианте, который назвали "Восстановительный +", к 2015 году средняя стоимость 1 литра бензина достигнет 33,1-36,5 рубля, во втором ("Восстановительный") - всего 32,1-34 рублей при сегодняшнем показателе 28,9 рубля за литр (данные Росстата на 19 ноября). Разница в том, что "Восстановительный" - это только компенсация недополученных доходов, а "Восстановительный +" - еще и с дополнительными поступлениями в бюджет.
В зависимости от того, какой вариант примут, размер акциза, например, на бензин "Евро-5" увеличится на 957 рублей или 457 и составит 6,1 тысяч или 5,6 тысяч рублей за 1 тонну соответственно уже в 2013 году. В 2016 году акциз на "Евро-5" (а только он и останется в продаже) будет составлять 10,32 тысяч рублей за 1 тонну ("Восстановительный"); "Восстановительный +" даст в 2016 году акциз в размере 11,12 тысячи рублей за 1 тонну. На сегодняшний день акциз на "Евро-5" составляет 5143 рубля. По законопроекту "О внесении изменений в статью 193 части 2 Налогового кодекса РФ", который прошел недавно второе чтение в Думе, акциз на "Евро-5" планируется повышать не так резко: например, в 2013 году - на 6%. Акциз, кстати, платят нефтеперерабатывающие заводы.
В самом Минтрансе поддерживают схему "Восстановительный +". Объясняют в ведомстве это тем, что потребитель не почувствует разницы между этими двумя вариантами - топливо и так дорожает быстро. Так, по данным Росстата, с июня 2011 года по июнь 2012-го бензин подорожал на 1,9 рубля за 1 л, притом что ставки акцизов не менялись. По мнению специалистов Минтранса, это "показывает незначительную чувствительность роста этих цен к росту ставок акцизов, доля которых в цене бензина составляет в настоящее время 23%".
Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов в конце октября сообщил Минфину, что Минпромторг также считает возможным увеличить базовые ставки акцизов на автомобильное топливо "с жесткой привязкой к формированию дорожных фондов и обязательным публичным извещением о конкретных объемах строительства и ремонта федеральных и региональных дорог".
Эксперты считают прогноз Минтранса по ценам слишком радужным.
- По нашему мнению, цифра 36,5 рубля за 1 л в 2015 году дана очень оптимистично, - говорит директор по развитию и маркетингу московского информационного центра "Кортес" Павел Строков. - При тех условиях изменения акцизных ставок, что планируются Минтрансом, мы, вполне возможно, увидим цену порядка 34 рублей за 1 литр уже в следующем году. Прогнозировать же на 2015 год сейчас не имеет смысла.