«Учебный год заканчивается, скоро все родители узнают свои оценки», — говорится в одной шуточке. Однако это выражение зачастую отражает реальное положение дел, ведь многие люди выполняют вместе со своими детьми домашние задания. И здесь возникает масса вопросов: а как родителям правильно помогать ребенку учиться, где нужно его подстраховать, а где лучше дать ему самостоятельность? Разбираемся в этой теме вместе с экспертами.
«Дайте ребенку время на пробу самому»
По мнению психологов, детей нужно еще с 1 класса приучать к самостоятельному выполнению своих задач.
«Помощь первокласснику на старте необходима, но важно не делать за него. Нужно объяснять, а не выполнять. Надо формировать у школьника навык организации, а не только обучать его предметам», — отмечает в беседе с журналистом PROGORODCHELNY педагог-психолог, дефектолог Марина Карелина.
На фото: Марина Карелина. Фото: личный архив Марины Карелиной
О том же самом говорит и клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент КФУ Люция Ибатуллина.
«Нужно делать домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него», — подчеркивает Люция Ибатуллина в беседе с PROGORODCHELNY. — «Задача родителей заключается в том, чтобы просто проконтролировать, что школьник их сделал. Но что касается первоклассника, поскольку это для него новое занятие, нам нужно показать ему алгоритм выполнения домашнего задания и вообще разъяснить ему, что мы от него хотим».
Если вы постоянно будете подсказывать ребенку, как делать домашнюю работу, не исключено, что впоследствии он без вас и не сможет ее делать, предостерегает Люция Ибатуллина.
Оптимальный баланс между родительской помощью ученику 1-2 классов и предоставлением ему самостоятельности, на взгляд Марины Карелиной, заключается в следующем:
- Совместно составьте расписание домашней работы.
- Дайте ребенку время на пробу самому, прежде чем вмешиваться.
- Помогайте в вопросах, где реально нужна помощь, а не там, где школьник «долго возится».
- Поддерживайте эмоционально, не критикуйте за ошибки, учите на них.
- Постепенно отходите в сторону, предлагая помощь только при запросе.
К концу 1 класса ребенок должен уметь самостоятельно организовывать подготовку к занятиям, с периодической поддержкой родителей, говорит Марина Карелина. Что же касается того, нужно ли проверять, как школьник справился с домашними заданиями, по мнению некоторых психологов, это уже не стоит делать.
«Мы не должны проверять, правильно ли ребенок сделал домашнее задание. Наша задача состоит только в том, чтобы проконтролировать, что он его выполнил. Родителю не надо брать на себя роль учителя: это уже другая зона ответственности», — говорит Люция Ибатуллина.
Фото: PROGORODCHELNY
Как заставить ребенка делать домашние задания?
А если школьнику бывает тяжело сесть за выполнение домашних заданий, Марина Карелина советует следующее:
1) Преподносите домашнюю работу как миссию, а не как обязанность.
Вместо фразы «Ты должен сделать уроки» дайте ребенку роль. Например, скажите ему: «Ты сегодня как настоящий ученый — тебе дали задание разобраться, как работают дроби. Это твой эксперимент!» Или: «Ты строишь свою Школу Знаний. Каждый урок — это кирпич. Сегодня добавим ещё один».
2) «Правило 10 минут».
Предложите ребенку: «Давай просто начнешь на 10 минут. Не пойдет — сделаешь позже».
«Часто самое сложное — не делать, а начать. Через 10 минут ребёнок будет уже в процессе», — пояснила Марина Карелина.
3) Разбейте задания на мини-этапы.
4) Давайте выбор: с чего начать.
5) Поддерживайте, а не критикуйте.
6) Уважайте усталость — даже взрослым тяжело после дня в школе/на работе.
Пусть домашняя работа будет для ребенка не каторгой, а зоной роста, резюмировала Марина Карелина.
Фото: PROGORODCHELNY
Как должна меняться помощь ребенку по мере его взросления?
По мере того, как ребенок становится старше, родители должны постепенно ослаблять контроль над его учебой. Вот как, по мнению Марины Карелиной, следует менять подход к помощи школьнику.
1-4 классы
Родителям нужно сформировать у ребенка мотивацию к учебе и навыки организации труда. На этом этапе важно помогать ему с планированием, проверять домашние задания. Можно делать уроки совместно. Положительную мотивацию к учебе надо поддерживать через похвалу и игровые элементы.
5-7 классы
В этот период родительский контроль должен быть уже более косвенным. – через поддержку, доверие. Вместо вопроса «Сделал ли ты уроки?» лучше чаще задавать ребенку вопрос «Что у тебя сегодня было интересного?». Важно развивать у школьника навыки планирования.
«Приучайте ребенку к тому, чтобы он учился на ошибках. И исключайте привычку переписывать все заново после каждой помарки. Иначе потом все пойдет очень плохо», — говорит Марина Карелина.
8-11 классы
Здесь уже минимальный уровень контроля. Родители должны находиться по отношению к ребенку в роли наставника, консультанта, но не надзирателя, говорит психолог. Делайте акцент на профориентации. Разговаривайте с ребенком о его целях.
Тайм-менеджмент для школьника
Чтобы помочь школьнику правильно организовать время, можно заранее планировать его дела.
«Первое, что вы можете сделать в начале учебного года, чтобы распределить нагрузку, — это составление ежедневного расписания. Включите в него все дела ребенка (уроки, кружки, домашнее задание), домашние хлопоты, приемы пищи (завтрак, обед, ужин), а также время сна и свободное время. Таким образом вы увидите, в какие дни ребенок оказывается более загруженным, а какие дни будут легкие», — говорит Люция Ибатуллина.
Кроме того, такое расписание учит школьника тайм-менеджменту. Есть временные рамки для выполнения заданий, а остальное время отводится на другие немаловажные дела. Для соблюдения подобного графика можно использовать таймер или песочные часы.
«И помним, что лучшее средство для успешной учебы и легкой адаптации к школе — это сон! Не стоит за счет него выполнять домашние задания», — подчеркивает Люция Ибатуллина.
Свободное время
При планировании дня школьника психологи советуют обязательно выделять время на отдых.
«В расписании ребенка всегда должен быть так называемый «час безделья». Это нужно, чтобы он отдохнул. Причем свободный час не нужно отводить для уборки или чтения. Пусть ребенок во время него занимается только тем, что он сам хочет», — говорит Марина Карелина.
Фото: PROGORODCHELNY
Помимо свободного часа, важно также ежедневно отводить 30-60 минут на прогулку. И еще у ребенка обязательно должен быть полноценный выходной, когда ребенок отдыхает от всех дел, связанных с учебой и кружками, отмечает Марина Карелина. Тогда ему будет легче справляться с нагрузкой.
А если у школьника не будет никакого свободного времени, он будет очень сильно уставать, что в конечном счете может оказать негативное влияние и на его психологическое состояние, и на учебу.
Чтобы ребенок легче справлялся с нагрузкой, эксперты также советуют родителям обращать внимание и на местоположение кружков, в которые он ходит. Лучше, чтобы они находились не в здании школы. При смене обстановки ребенок переключается с учебы на другую деятельность, выходит из роли ученика, и происходит небольшая разгрузка, отмечает Марина Карелина.