В ходе исследования были проведены эксперименты с участием 251 ребёнка в возрасте от 7 до 12 лет и антропоморфного робота Pepper высотой 120 см. Робот оснащён комплексом сенсоров, включая камеры, микрофоны и акселерометры, и способен распознавать речь, жесты и эмоциональные состояния. Основная цель исследования заключалась в изучении влияния коммуникативного стиля робота (вежливый или директивный) и его перцептивной гендерной идентичности (мужской или женский) на восприятие детей.
В эксперименте дети взаимодействовали с роботом, который имитировал поведение животных, и выполняли его инструкции, связанные с фотографированием. После завершения взаимодействия дети отвечали на вопросы о своих впечатлениях от эмоциональных состояний робота, таких как счастье и мечтательность.
Анализ данных показал, что дети чаще отвечали вежливо на запросы робота, независимо от его стиля общения. Младшие участники эксперимента чаще приписывали роботу человеческие черты. Вежливый стиль коммуникации усиливал эффект антропоморфизации робота, особенно когда его гендерная идентичность соответствовала ожиданиям детей. Например, робот женского пола с вежливым стилем общения вызывал наибольший эффект антропоморфизации у детей.
Исследование подтвердило, что стиль коммуникации и гендерная идентичность робота существенно влияют на восприятие его детьми, способствуя более глубокому и эмоциональному взаимодействию. Результаты важны для разработки и оптимизации интерактивных систем для работы с детьми, пишет progorodsamara.