Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта Москвы разработал для Казани варианты развития пассажирских перевозок, как с использованием бюджетных средств, так и без них. Городской исполком заказал новую маршрутную сеть за 15 миллионов рублей.
Эксперты предложили три сценария. В каждом из них была проработана экономически обоснованная модель, включающая количество маршрутов, подвижного состава и расписания. Рассмотрим предложенные варианты:
Первый сценарий — комфортный. Он учитывает интересы граждан и транспортных предприятий, стоимостью 14,9 миллиарда рублей, из которых 7,4 миллиарда — выручка, а 7,5 миллиарда — субсидии.
Второй сценарий — оптимальный. Здесь уменьшается дублирование маршрутов, растет количество пересадок, при этом маршрутное покрытие становится менее протяженным. Стоимость транспортной работы составит 9,6 миллиарда рублей.
Третий сценарий — без субсидий. Парк транспортных средств сократится на 25%, появятся короткие маршруты с пересадками. Транспортная работа снизится вдвое до 34 миллионов километров, а средняя заполняемость автобусов возрастет до 1,5−2 раз.
Каждый из предложенных сценариев имеет свои преимущества и недостатки, что позволяет властям Казани сделать взвешенный выбор в зависимости от финансовых возможностей и приоритетов развития городского транспорта.
Первый сценарий, несмотря на высокую стоимость, обещает обеспечить максимальный комфорт для пассажиров и устойчивость для транспортных компаний, что потенциально снизит количество жалоб и повысит удовлетворенность жителей. Однако такая модель требует значительных субсидий, что может быть проблематично в условиях ограниченного бюджета.