Во многих городах Татарстана местные власти подумывают о полном запрете проката электросамокатов. Однако эксперты считают, что такие меры не обязательно приведут к повышению безопасности на улицах и тротуарах.
Казань сдерживает сезон самокатов
Несмотря на благоприятную погоду и старт кикшеринга в других регионах, в столице Татарстана запуск сезона самокатов задержался. Руководитель казанской Госавтоинспекции Михаил Савин в апреле выразил надежду, что самокатный сезон вовсе не начнётся. Однако сервисы всё же вернулись на улицы города, хоть и позже обычного.
Причиной стала жёсткая позиция городской администрации. За последние годы в Казани ввели ограничение скорости прокатных самокатов, а также запретили их движение в популярных туристических местах и центре города. В 2023 году число парковок для них было сокращено, а в 2024 МВД республики предложило полностью прекратить прокат, что поддержали в ГИБДД. Операторам также рекомендовали уменьшить число парковок до 115 вместо прежних 1940.
Эксперты: договариваться лучше, чем запрещать
Политолог Илья Гращенков высказал мнение, что вводить запреты — не лучший выход. По его словам, важнее найти баланс между безопасностью и развитием новых технологий. Он напомнил, что операторы кикшеринга умеют оперативно реагировать на опасные ситуации — как это было при неожиданном снегопаде в Москве, когда сервисы временно приостановили работу. Сейчас обсуждаются поправки в федеральные законы, регулирующие использование СИМ, и, по мнению Гращенкова, не стоит вводить региональные ограничения раньше времени.
Сами прокатчики предложили авторизовать пользователей через портал «Госуслуги», чтобы исключить доступ к самокатам несовершеннолетних. Минцифры готово протестировать эту инициативу, но для её реализации потребуется изменить законодательство.
В Челнах электросамокаты так и не прижились
В Набережных Челнах с 2022 года действует фактический запрет на электросамокаты. Изначально сервис Whoosh разместил технику на 100 стоянках, но позднее городские власти изъяли большую часть устройств, ссылаясь на нарушение правил. Конфликт дошёл до мэра Наиля Магдеева, но спор не был улажен: самокаты вернули, но запрет на их работу остался.
Чиновники объясняют свою позицию неподготовленностью инфраструктуры и обеспокоенностью за безопасность. Ссылаются на опрос, по которому 67% горожан выступили против самокатов. До сих пор в городе действует запрет на их использование.
Глава местной Госавтоинспекции Радий Кадиков подчеркнул, что электросамокаты становятся причиной аварий и травм, в том числе среди пешеходов и детей. Он также указал на рост числа таких происшествий по стране: в 2024 году зафиксировано 4420 аварий с участием СИМ, погибло 54 человека, в том числе шесть детей. В Татарстане за 11 месяцев прошлого года произошло 38 подобных аварий.
Альтернатива запрету — чёткие правила и инфраструктура
Эксперт Дмитрий Золотов предложил другой путь: ограничение движения в определённых зонах, как это сделано в Москве, и программное снижение скорости самокатов. По его мнению, полный запрет не остановит использование частных самокатов, а значит, лучше ввести правила и контролировать ситуацию. Он считает, что стоит ввести обязательную теоретическую подготовку для всех пользователей СИМ, чтобы повысить безопасность.
Источник "Вечерняя Казань"