«Мировой мужик» - точная и справедливая характеристика челнинского тренера, который всего себя посвятил любимой работе. Свою команду называет семьей, а о воспитанниках рассказывает с таким вдохновением и гордостью, что кажется, говорит о своих, родных детях. «Я ребятам и папа, и дедушка, и няня, и психолог», - говорит о себе Владимир Бубукин. Хоккеисты относятся с таким безграничным уважением, что не забывают о любимом тренере и после 10, даже 20, 30 лет окончания спортивной школы.
39 лет работаю тренером по хоккею, 2/3 жизни. Воспитал пять поколений хоккеистов. Первым выпускникам уже по 50 лет. Сейчас тренирую детей 15-16 лет. Среди моих выпускников нет необразованных. 90% получили высшее образование, окончили известные казанские, московские, питерские вузы.
Общаюсь с ребятами, которых тренировал. Кто-то стал бизнесменом, кто-то врачом, кто-то живет в России, кто-то – за рубежом. Созваниваемся, ходим друг к другу в гости. На 60 лет подарили мне с женой сертификат – круиз на теплоходе. Мне очень дорого их внимание.
Учеба на первом месте, хоккей на втором. Это мое правило. Не факт, что ребята в будущем будут заниматься спортом, должны готовиться к «гражданским» профессиям.
Работаю по советской методике. В отличие от канадской, финской, дети рано начинают тренироваться, специализируются. Рано даем клюшки, выводим на лед. В Европе до восьми лет идет общая физическая подготовка. Дети просто учатся кататься на коньках.
Мне достаточно 10 минут, чтобы определить, есть ли у ребенка талант. В 9 из 10 случаях оказываюсь прав. В одном энергия льется через край, глаза горят, другой – на месте-то еле прыгает.
Бывает, с прогнозами ошибаюсь. Как-то с мальчиками лет семи занимался, начал потихоньку на лед выводить. Все катаются уверенно, один еле стоит на коньках. Что делать? Поставил на ворота. Года через два мальчик превратился в талантливого вратаря, которому практически невозможно забить. Сегодня Ильдар Шафигуллин играет за «Нефтехимик» (г.Нижнекамск), очень перспективный хоккеист.
Если у ребенка нет таланта, говорю об этом родителям, иногда предлагаю поменять вид спорта. Но из команды не исключаю, ребенок и его родители сами должны принять решение.
Был лично знаком с Маратом Калимулиным, игроком ХК «Локомотив». Его родственник тренировался у меня. Когда приезжал погостить в Челны, спортсмен каждый день приходил в Ледовый дворец. Он помогал мне тренировать детей, учил новому. Марат Калимулин был очень простым и открытым, никакой звездной болезни. Нашли ему в раздевалке старые коньки, форму. Наверное, не наденет, все-таки звезда, подумали мы. А Марат поблагодарил, оделся и вышел на лёд. Ребята оробели, когда увидели звездного хоккеиста. Брали автографы, приносили по две-три бейсболки, просили сфотографироваться. Марат никому не отказывал, подарил каждому по календарику с его фотографией. Сейчас этим мальчишкам по 15 лет. Тяжелый возраст, 9 класс, экзамены. Приходится часто пропускать уроки.
Никаких телефонов! Гаджеты – болезнь 21 века. Не запрещаю в дороге, но перед игрой, на тренировках должны думать только о хоккее.
Я не просто тренирую, но и воспитываю. Провожу с мальчишками столько времени, что приходится в режиме 24/7 быть и нянькой, и папой, и мамой. Я несу ответственность за детей, если что-то не так, значит, вина моя.
Не поздоровался при входе в гостинице? Наказываю отжиманиями, приседаниями. Дисциплина должна быть во всем, дети должны соблюдать правила этикета. Нет любимчиков, но есть игроки, которым доверяю. Я знаю, что в нужный момент не подведут, сделают так, как я говорю, если надо, и под шайбу лягут.
Ребята делятся на слабых и сильных, ведомых и лидеров. Последние, как правило, пытаются во всех грехах обвинить первых. В такие ситуации вмешиваюсь, объясняю, что мы команда, победили или проиграли – результат общий. Есть талантливые хоккеисты. Но тех, кто играет хуже, нельзя исключать. Сегодня сильный не смог выйти на лед, заболел. Кто его заменит? Не команду же целиком снимать! К тому же, в любой момент все может поменяться.
Проигрывает тренер, а выигрывает команда. Игрокам от меня попадает, когда во время игры не выполняют установки тренера: «передача только по борту», «схема 1.1.3», «встречаем в средней зоне»… Я умею оценивать шансы, если соперники явно сильнее, более «накатанные», знаю, как можно выиграть. Обидно, когда воспитанники меня не слышат, слушают, но не слышат.
Я жесткий тренер. За весь период работы ни разу не было случаев, чтобы кто-то курил или употреблял алкоголь.
В спорте неизбежны травмы. Чтобы довести до минимума, детей готовим к выходу на лед, учим падать, заставляем кувыркаться, разминаться. В футболе можно получить более серьезные травмы. В хоккее есть защита. В практике не было ни одного случая, чтобы мой воспитанник ушел из спорта из-за болезни. Травмировался, восстановился, вернулся.
Часто провожу родительские собрания. Найти общий язык с родителями – одна из главных задач. Мы вместе бьем в одну точку – воспитываем физически крепкого ребенка. Я не просто должен заниматься общей физической подготовкой, но с детства прививать понятия «хорошо» и «плохо».
К сожалению, время от времени приходится расставаться со своими игроками. В период с 2013 года из команды ушло восемь человек, из них трое – вратари. Родители хотят, чтобы их дети занимались в более престижных и перспективных спортивных школах. С одной стороны, злюсь и рву на себе волосы, все-таки столько вкладываю сил. С другой стороны, как родитель, их понимаю, я бы для своего ребенка тоже хотел только лучшее.
По итогам обучения из 105 человек вошел в четверку тренеров республики, которые полностью соответствуют занимаемой должности.
Сегодня для занятия хоккеем есть условия. До постройки Ледового дворца в Челнах занимались на Гренаде. Ребята приходили, сами заливали лед, чистили снег. Сейчас проще, приходи, занимайся. Обидно, что даже в таких маленьких городах, как Мензелинск есть большие Ледовые дворцы, а у нас всего один. В Челнах желающих заниматься много, все не влезаем, даже приходится делить лед в буквальном слове.
Хоккей – дорогой спорт. Спортивная школа для детей старшего возраста бесплатная. Государство оказывает финансирование. Но инвентарь часто приходит в негодность, ломается. К тому же, многие родители хотят приобрести для ребенка более качественный спортивный инвентарь, беспокоятся о безопасности.
Канада в чем-то обгоняет Россию. Там, как и в Финляндии, в каждой деревне есть ледовый дворец. Талантливых игроков рано выявляют и развивают, поддерживают. Считаю, что в сборной России по хоккею должно быть больше наших молодых игроков, а не звезд, которые играют за границей.
Татарстан, пожалуй, первым стал популяризовать хоккей.
Мои дети живут в Голландии. Сын пошел по моим стопам, хоккеист, он чемпион Голландии. Скучаю по ним, при каждой возможности стараемся увидеться.
Моя жена – первая любовь. Меня подолгу не бывает дома, ревнует, но терпит, потому что доверяет. Когда-нибудь с женой мечтаем переехать в деревню и завести свое хозяйство.
Никогда не стал и не стану заводить служебных романов. Считаю, что это неправильно и неприемлемо.