Стоимость проезда в общественном транспорте повысится с 1 января 2022 года и составит 27 рублей. Заявку на повышение стоимости проезда от имени представителей транспортных компаний города подал исполком Челнов. Однако, правление Госкомитета РТ удовлетворил ее лишь частично: транспортники предлагали поднять цену до 35 рублей за наличный расчет и до 30 рублей – за оплату банковскими картами. К слову, такие тарифы на проезд в трамвае, троллейбусе, автобусе и метро сегодня существуют в столице республики.
«С введением куар-кодов в транспорте пассажирский поток снизился аж на 40%!», - возмущаются водители маршруток и больших автобусов.
«42,60 рублей была солярка, сейчас стоит полтинник – в течение месяца. Это нормально что ли? Сервисы и запчасти подорожали на 60% за год! Эти 2 рубля – просто смешно. Идет к тому, что всех выгоняют, и все это закроется (указывают на стоянку с автобусами - прим.автора). И будет как в Нижнекамске – люди будут на остановках стоять».
Зарплаты, как таковой, у водителей не существует. Зато существуют обязательные ежедневные расходы на топливо и мойку (для больших автобусов, к примеру, - более 5000 рублей в день) и выполнение плана минимальной выручки. По их словам, в будни план составляет 4000 рублей, в выходные 3000-3500 рублей.
«Себе остается около 500 рублей, иногда еще деньги из дома носим на работу, если не выполняем план», - рассказали водители больших автобусов.
По словам мужчин, к ежедневным расходам добавляются и ежемесячные - на диспетчеров в размере 10000 рублей. С повышением цены на проезд поднимут и план - уверены водители.
«Мы ничего не выиграем, а проиграем – придется больше крутиться. А смена итак уже длится более 17 часов, хотя и воздух возим. Уже много водителей ушли с этой работы», - возмущаются они.
Владельцы микроавтобусов объяснили, что повышение плана минимальной выручки зависит от повышения стоимости лицензии на маршрут. Такое разрешение выдается компанией пассажирских перевозок, и его цена также ежегодно растет.
«Сегодня лицензия стоит около 20000 рублей в месяц, и это непомерно высокая цена для нерентабельного транспортного бизнеса. Пять лет назад разрешение стоило 6000 рублей», - делится переживаниями частный владелец микроавтобуса Ford, просивший не называть своего имени.
По мнению моего собеседника, автобусный парк города давно устарел и требует ремонта. На плечи частников также ложатся расходы по ремонту своих автомобилей.
«Мне приходилось ремонтировать свою машину в долг из-за нехватки средств», - продолжает мужчина. По его мнению, даже при условии стоимости проезда в 30 рублей водители и владельцы частных автобусов вряд ли смогут достойно зарабатывать. За удорожанием тарифа поднимут цены на лицензию и объем необходимого ежедневного плана. Многие частники продают свои микроавтобусы и уходят в другую сферу деятельности.
А вот мнения пассажиров по поводу повышения стоимости проезда разделились. Одни к росту цены на общественный транспорт относятся с пониманием и связывают такую меру с инфляцией. Другие считают, что действующий тариф в 25 рублей – это оптимальная цена при установленном прожиточном минимуме. Но и те, и другие солидарны в одном: более высокие цены не приведут к улучшению качества обслуживания населения.
Люди недовольны длительным ожиданием автобусов на остановках и отсутствием любого транспорта в вечернее время. По мнению пассажиров, одной из причин проблемы является нехватка водителей для автобусов. Улучшение условий труда и повышение зарплат им могли бы решить вопрос дефицита кадров в транспортной сфере, считают горожане.
В последние годы тарифы на проезд в Набережных Челнах повышались в мае 2017 года – с 20 до 23 рублей, в ноябре 2020 года – до 25 рублей. Цены растут, а проблема транспортного коллапса города усугубляется. Кто больше всех выигрывает, а кто больше всех проигрывает от текущего положения дел: пассажиры, водители, владельцы автобусов, перевозчики или исполком? Предстоит серьезно разобраться. Автор: Ирина Грегоржевская