Недавно стало известно, что в Россию могут вернуться Макдональдс и Декатлон. Какие еще из ушедших в прошлом году иностранных брендов могут прийти обратно? И какая ситуация будет складываться при их возвращении? Об этом мы поговорили руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.
По мнению эксперта, вероятность того, что вслед за Макдональдсом и Декатлоном в Россию начнут возвращаться разные другие иностранные бренды, достаточно высока.
«Когда все эти компании уходили из России, я был уверен, что они придут обратно. Потому что их целевая аудитория, лояльная к ним, осталась. Многие люди уже стали приверженцами того или иного бренда и предпочитают его остальным», - говорит Ирек Галямов.
Однако возвращение иностранных брендов может стать большой проблемой для тех отечественных компаний, которые планировали их заместить и угрохали немалые деньги на свою раскрутку, отмечает экономист. В этом случае они просто не выдержат конкуренции с зарубежными предприятиями.
«У наших компаний еще нет таких объемов производства, как у иностранных брендов, и не так развита система масштабирования бизнеса», - говорит Галямов. – «Это когда какой-то бренд распространяет свои товары в других регионах и странах. У отечественных брендов система масштабирования тоже есть. Возьмем, например, сеть японских парикмахерских «Чио-Чио». Это наша татарстанская компания, которая открыла свои точки и за пределами республики, на территориях бывшего Советского Союза. Тем не менее, у отечественных компаний все-таки масштабирование развито не на таком уровне, как у европейских брендов, – например, того же Макдональдса, который работает во многих странах. К тому же, зарубежные компании прекрасно владеют технологией рекламы. Например, если Макдональдс решит вернуться, чуть ли не каждом шагу будут раздавать пирожки или еще что-нибудь. Или какой-нибудь концерт устроят. А у нас люди падки до всяких халявных вещей. Вот халявой их и возьмут иностранные компании».
При непосредственном же конфликте интересов какого-либо зарубежного бренда и нашей компании, по мнению Галямова, вопрос будет решаться в пользу того предприятия, в котором дадут больше взятку.
Пока на место ушедших брендов в торговых центрах встают в основном бренды из других стран – например, из Турции. Что же касается отечественных компаний, которые недавно вышли на рынок, то им еще нужно время, для того чтобы стать брендом, отмечает экономист. Поскольку для этого требуется вложение в рекламу и маркетинг.
По мнению Галямова, ушедшие бренды не стоит принимать обратно.
«Если правительство позволит вернуться тем брендам, которые уходили, это будет нечестно к тем российским компаниям, которые уже вложились в производство», - считает экономист. – «Потому что они не смогут конкурировать с иностранными брендами. Легко сказать: бренд пришел – бренд ушел. На самом деле за этим стоит большая работа: и в части налогов, и в части обеспечения оборудованием и специалистами. И я сейчас описал только технологическую часть. А помимо нее, ведется и большая маркетинговая работа. Кроме того, отечественное производство способствует и развитию экономики страны».
Галямов также считает, что на продукции тех брендов, которые покинули российский рынок в прошлом году, а затем вернулись на него, нужно ставить отметку о том, что этот бренд в такое-то время уходил из страны и поддерживал антироссийские санкции.