Наше поведение и настроение в значительной степени определяются действием нейромедиаторов, или нейротрансмиттеров, как их еще называют, – биологически активных веществ головного мозга. Одни из этих веществ побуждают нас совершать какие-то действия и дают ощущение радости, другие возникают в результате тех или иных действий и эмоций, третьи - вырабатываются как реакция на стресс. И причины того, что человек ставит себе новые цели, делает ненужные покупки или впадает в депрессию, зачастую заключаются именно в нейротрансмиттерах.
Как нейромедиаторы влияют на наше настроение и поведение? Что такое «дофаминовые ловушки»? Что рекомендуют делать специалисты нейронаук для того, чтобы «очистить» головной мозг и улучшить его работу? И как знания о нейромедиаторах могут помочь нам сделать свою жизнь более счастливой? Об этом и многом другом мы поговорили с врачом-неврологом, доктором медицинских наук, заслуженным врачом Республики Татарстан, руководителем нейроклиники и образовательного центра «Ваше здоровье» профессором Эдуардом Якуповым.
- Эдуард Закирзянович, объясните, пожалуйста, что такое нейромедиаторы и чем они отличаются от гормонов?
- Гормоны – это вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и имеют определенное биологическое действие. Например, адреналин влияет на рецепторы сосудов, повышает артериальное давление. Окситоцин способствует сокращению матки, тиреотропный гормон обеспечивает работу щитовидной железы. Нейромедиаторы - это те вещества, которые вырабатываются в головном мозге и обеспечивают передачу в нем нервных импульсов. Они существенным образом влияют на наше настроение, мышление, эмоции и поведение. Однако между гормонами и нейромедиаторами очень тонкая грань.
- Как нейромедиаторы влияют на наше настроение и поведение? Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных из них?
- Два важнейших нейромедиатора – это дофамин и серотонин. Серотонин отвечает за наше хорошее настроение. Его дефицит приводит к депрессии. Дофамин тоже влияет на настроение, но его главный нейробиологический эффект заключается в том, что он придает нам некий жизненный тонус, подталкивает к тому, чтобы что-то делать, побуждает нас двигаться вперед и стремиться к чему-то. При низком уровне дофамина человек ничего не хочет делать, у него нет никакой мотивации. Поэтому депрессия зачастую является и отражением проблем с дофамином.
В эволюционном плане для человека было очень важно, чтобы он имел определенные дофаминовые пики, когда он получает удовольствие от чего-то: от хорошей еды, хорошего секса, достижения какого-то результата. Другое дело, что в обычной ситуации пик дофамина сменяется его падением – он не может долго держаться.
Но было бы неправильно говорить, что каждый из нейротрансмиттеров действует строго в своем поле и никак не пересекается с другими. Работа нейромедиаторов – это, наоборот, такая своего рода рычажная система. Уровень одного из них опустился – а уровень другого поднялся. И вот эти качели работают в нашем мозге как хорошо отлаженная система – если мы говорим о здоровом человеке. Например, уровень дофамина, возможно, повышается вместе с уровнем серотонина. Серотонин - это наше настроение. А что происходит с вами, если у вас хорошее настроение? Вы стремитесь к успеху, у вас создается мотивация – и это все связано с дофамином.
- Правда ли, что дофамин в большей степени выделяется при предвкушении достижения цели, а не при самом достижении цели?
- Да, это так. При достижении цели включается в работу другой нейротрансмиттер: наступает серотониновый взрыв.
- На своем Ютуб-канале Вы говорите о так называемых «дофаминовых ловушках»? Объясните, пожалуйста, о чем идет речь?
- Желание что-то купить и предвкушение получения чего-то – это дофамин. Вот, допустим, человек занимается шопингом в торговом центре. Там яркие витрины, музыка, иногда запахи. И это все ловко расставленные «дофаминовые ловушки». Или, например, девушка проходит мимо магазина нижнего белья Incanto. Она видит на рекламном плакате красивую девушку в шляпе и купальнике с загорелым, подтянутым телом на отдыхе. В голове создается образ: красивая девушка, красивый купальник. И на подсознательном уровне ей хочется быть такой же (сознание может не признаться в этом, но на подсознательном уровне это все четко отрабатывается). Модель показана на отдыхе. «Я тоже хочу отдыхать», - думает девушка. Вот этот купальник, отдых и положительный настрой совместились – замкнулось. «Я иду и покупаю купальник», - решает девушка. Или, вспомним, например, рекламу сигарет Marlboro, в которой показывали ковбоя: мужественность, яркость. Он курит сигареты этой марки (красиво курит). И у мужчины сразу появляется предвкушение «Я могу быть таким». Запахи – это тоже классический «дофаминовый крючок». Причем в мужских магазинах используются одни запахи, а в женских – другие.
И эти ловушки везде. На них основана вся индустрия потребления (это целая наука, которая исследует способы поднятия вашего дофамина). И предвкушение того, что «это будет у меня», - это как раз и есть тот самый «дофаминовый крючок». Еще одним его примером может быть и откладывание денег на что-то: на машину, на квартиру. Но вся фишка в том, что, когда человек покупает очередную желанную вещь, «дофаминовый крючок» падает, а за ним - и уровень дофамина до следующей покупки. Таким образом, на самом деле покупки не делают нас счастливее. Человек пытается подстегивать дофамин приобретением новых вещей, а его нужно подстегивать другими методами.
- И какими же?
- Это путешествия, общение с близкими людьми. Положительные долгоиграющие эмоции. Например, не предвкушение какой-то кратковременной связи, а длительные глубокие отношения. Это не просто купил купальник, и поеду – не поеду, а это «я на отдыхе и провожу его с толком, с чувством, с расстановкой». И в этот момент у меня высокий уровень серотонина – хорошее настроение, голова работает лучше. Это не простое предвкушение, а какой-то длительный процесс.
- А дофамин тоже будет вырабатываться в этом случае?
- Всплеск дофамина будет в начале поездки, а потом он будет понемногу падать.
- В интернете пишут, что выработку дофамина стимулирует какое-то новое занятие. Например, когда человек начал изучать какой-то иностранный язык или нашел новое хобби. Это так?
- Да. И это как раз один из позитивных способов получения дофамина, когда вы начинаете его поддерживать на хорошем уровне, потому что каждый раз достигаете какого-то результата. Не через приобретение вещи, а через приобретение ощущений, эмоций, достижения результатов.
- Расскажите о так называемом «дофаминовом голодании», о котором Вы говорите в одном из роликов своего Ютуб-канале? Что оно дает человеку?
- «Дофаминовое голодание» помогает очистить мозг за счет отсутствия раздражителей. Например, я ушел на несколько часов в лес, где больше никого нет: только лес и я. Или я уехал на пару дней на рыбалку или в поход и отключил телефон. И в этот период я ем только простую еду – без сладостей и каких-то других излишеств. Одним из интересных эффектов «дофаминового голодания» является то, что после него вы будете воспринимать любой раздражитель гораздо ярче, богаче. Например, какой-либо фрукт покажется вам в сто раз более сладким, чем раньше. Почему сейчас приобрела большую популярность йога? Почему монахи практикуют такую жесткую аскезу? Вот вам пример классического «дофаминового голодания». У них нет раздражителей – и мозг очищается: он становится свободен от эмоциональных борений. И затачивается на выполнение какой-то более важной задачи: вера, достижение какого-то результата.
- С этой точки зрения и религиозные посты можно рассматривать как пример «дофаминового голодания»?
- Да, это действительно так.
- Давайте теперь поговорим о кортизоле – том нейромедиаторе, который выделяется при стрессе?
- Кортизол был очень давно заложен в эволюционном плане. И когда говорят, что он вреден, должна быть оговорка, что вреден высокий постоянный уровень кортизола. Изначально этот нейромедиатор был предназначен для мобилизации нашего организма при встрече с опасностью. Например, в древности человек выходит из пещеры, а там его ждет саблезубый тигр, с которым ему предстоит сражаться. Кортизол сразу запускает в организме последовательные реакции с мышцами, с давлением, с сердцем, с сосудами. Его уровень в крови повышается во время боя и какой-то интенсивной активности. Кортизол тесно сопряжен с чувством тревоги, беспокойства, двигательной активностью. Но в чем отличие влияния кортизола на наших предков и современного человека? У первобытных людей после преодоления опасности его уровень сразу падал. А у современного человека зачастую все обстоит совершенно иначе. Уровень кортизола у него нередко сохраняется на высоком уровне и после завершения стрессовой ситуации. И тут начинается его повреждающее действие на весь наш организм. Кортизол поднимает артериальное давление, оказывает негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему, на мышцы (вот почему у спортсменов после тяжелой нагрузки обязательно должна быть стадия релаксации). Его высокий уровень приводит также к ощущению физической усталости.
- А если уровень кортизола в организме слишком низкий, это тоже плохо для человека?
- Да. Тогда у человека появляется вялость, он ничего не хочет. Неслучайно пики кортизола приходятся на утренние часы: он помогает человеку проснуться. Хотя при ряде заболеваний, связанных с нарушениями сна, его уровень может резко подскакивать и среди ночи у спящего человека. Кортизол выделяется в момент пробуждения. Причем он сразу затевает игру и с другими гормонами, уровень которых тоже начинает повышаться: это и дофамин, и тестостерон у мужчин. С точки зрения эволюции, тот, у кого нет кортизола, сидит в пещере и не может из нее выйти. Он не может бороться – бороться будет тот, у кого достаточно кортизола.
- В одном из своих видео Вы говорите, что при влюбленности у человека может быть понижен уровень кортизола. Почему так происходит?
- У влюбленных людей меняется профиль окситоцина. И кортизол при нем отходит на задний план. Окситоцин - гормон влюбленности, любви, привязанности. Он вырабатывается в том числе и при общении с близкими, детьми, при объятиях. Есть, например, такой практический лайфхак: если мать хочет, чтобы ребенок был любим отцом, надо, чтобы он тоже обнимал ребенка: так у него будет повышаться окситоцин. Мозг мужчины это запомнит и сведет одно с другим. У женщины уже от природы высокий уровень окситоцина после рождения ребенка. А у мужчины уровень этого гормона поднимается непосредственно в процессе взаимодействия с детьми и особенно при объятиях с ними.
- Есть ли еще какие-то способы как-то влиять на уровень нейромедиаторов в нашем мозге, кроме тех, о которых мы уже говорили?
- Да. Один из таких способов – это медитация. Она очень хорошо меняет уровень нейротрансмиттеров. Человек становится более спокойным и умиротворенным, менее восприимчивым к боли, легче переносит стрессы. Кроме того, медитация меняет и структуру мозга. Так, в частности, доказано, что в разных отделах мозга после нее начинаются формироваться новые нейронные связи – то есть появляется так называемая нейропластичность. Благодаря этому человек начинает лучше соображать, у него улучшаются память, внимание и способность к обучению. На сегодняшний день польза медитации научно обоснована. Так, например, в Массачусетском университете есть центр медитации осознанности, который изучает ее влияние на организм уже более 20 лет.
- Но, наверное, чтобы от медитации был эффект, ее нужно делать правильно? Любая медитация из интернета может и не быть эффективной?
- Да, конечно. Сейчас понятие медитации очень замылили. И есть множество ошибочных мнений на ее счет. Мы занимаемся этой темой, и у нас есть онлайн курс Mediterra – один из лучших в рунете. Там все выстроено методически правильно, и на самом деле, если все последовательно делать, в медитации нет ничего сложного. Курс рассчитан на один месяц. Вы даже прямо сейчас можете начать медитацию с самых обыденных техник: правильно подышать, попить чай или походить – и это уже будет тоже медитативная техника. Так что мы можем управлять и нейротрансмиттерами, и работой мозга, и в конечном итоге своим поведением, привычками и самое главное - своей жизнью.