К концу девятнадцатого века деятельность, которую мы теперь называем маркетингом, считалась сложной бизнес-проблемой, поскольку ключевым вопросом на уровне производителей было то, как производить товары, а не как их продавать. Эта ситуация была обусловлена тем, что не было средств массового производства, а полученные товары были преимущественно товарами первой необходимости, которые очень легко производить и использовать. Именно поэтому менеджеры компаний сначала стремились улучшить методы производства, а уже затем получать финансовые ресурсы для улучшения производственного капитала, совершенствования методов организации рабочих процессов и средств продажи продукции. В этой ситуации все предприятия в рамках одной отрасли находились примерно на одном уровне.
Начиная с 20-го века и по настоящее время производственная маркетинговая деятельность становится существенной заботой подавляющего большинства предприятий. Главная причина этого явления - появление «общества обилия». Потребители в этот период представляют собой редкие ресурсы для экономических агентов из-за множества производителей, которые предлагают товары и услуги в очень больших количествах. При этом, на первое место в изучении рынка и покупательского спроса выходят маркетинговые исследования. Компания ctrlservice.ru сегодня может предложить один из наиболее доступных и понятных методов - тайный покупатель, благодаря которому руководитель может выявить слабые стороны своего предприятия:
- некачественная работа персонала;
- низкий уровень сервиса;
- завышенные для среднего покупателя цены;
- низкий клиентопоток и и.д.
Производственные технологии все еще продвигаются вперед, богатый капитал и производственные мощности большинства предприятий не ограничиваются возможностями продажи полученных продуктов. Процесс завоевания новых клиентов начинает расти дольше и тяжелее, чем создание новых производственных мощностей. В результате можно сказать, что «рынок продавцов» - это прошлое, в большинстве отраслей экономики появляется концепция «рынка покупателей». Исходя из этих соображений, возникает новая концепция о роли маркетинга в экономической среде, в которой работает предприятие. Таким образом, рынок сегодня занимает центральное место: каждый производитель товаров и услуг напрямую связан и находится в зависимости от собственных поставщиков капитала, рабочей силы и товаров.