За последние 20 лет в нашей стране значительно поменялась система преподавания русского языка в школах и система экзаменов по этому предмету. Если до 2005 года, школьники сдавали выпускной экзамен и вступительный экзамен в вуз по нему, то после 2005 года эти 2 экзамена объединили в ЕГЭ. Да и сам ЕГЭ по русскому языку, по словам учителей, в свою очередь, тоже претерпел существенные изменения с момента его введения.
Насколько сейчас он сложен для школьников? Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку без репетитора при хороших знаниях? И как вообще поменялась за последние 20 лет система преподавания данного предмета? Об этом мы поговорили с доцентом кафедры КСОТ и ПСО института развития образования Татарстана, преподавателем русского языка школы №143 "Лингва" Даниилом Копосовым.
КАК МЕНЯЛСЯ ЕГЭ
«ЕГЭ как идея появился в 2005 году. Установка была достаточно абсурдной уже для того времени: якобы борьба с коррупцией в школах. Что уже само по себе вызывает нездоровый смех. Но зато здесь была идея унификации выпускного экзамена для всей страны. Вот это плюс ЕГЭ», - говорит Даниил Робертович.
По словам Копосова, на протяжении всего времени существования ЕГЭ его тестовая часть менялась в сторону упрощения заданий. Поэтому выпускник 2006 – 2008-го годов без труда бы сдал нынешний ЕГЭ и потратил бы на него гораздо меньше времени. А вот последняя часть этого экзамена, которая предполагает написание сочинения, стала, наоборот, сложнее из-за того, что с каждым годом критерии его оценки все больше и больше подгоняются под разные шаблоны. По мнению собеседника издания, это в корне неверно. Более того, иногда при таком подходе отсеиваются очень хорошие работы.
«Само слово «сочинение» что означает? Творческую работу. В принципе, и бланк №2 на ЕГЭ называется «бланк для творческой части». А там, где творчество, шаблона быть не может», - говорит Копосов. – «Была, например, такая очень печальная ситуация. По тексту проверяемого сочинения становилось ясно, что школьницу никто не готовил к творческой части ЕГЭ по критериям 1,2,3. Но работа была роскошная, изумительная, с опорой на таких корифеев нашей культуры, как Павел Лунгин, и многих других. Мы с удовольствием друг другу зачитывали подобные сочинения, но ставили минимальный балл, потому что критерии остаются критериями, против них не попрешь».
Вместе с тем, без систематизации требований к ЕГЭ тоже нельзя обойтись, отмечает филолог. Многое здесь зависит от региональных комиссий.
Еще одно значительное неудобство ЕГЭ, по мнению Копосова, заключаются в том, что каждый год происходит обновление его заданий. Однако, по словам заведующего Лабораторией русского языка и литературы ФИПИ Романа Дощинского, формат ЕГЭ по русскому языку текущего года не будет меняться еще в течение 2 лет.
Единственным преимуществом ЕГЭ, на взгляд Копосова, является унификация экзамена по всей стране. В остальном же он видит в нем больше минусов, чем плюсов. А больше всего учителю не нравится то, что ЕГЭ заменил вступительный экзамен в вузы.
«Поступить в любой вуз сейчас формально легче. Но не только из-за ЕГЭ, а еще и из-за того, что абитуриенты уже с давних пор получили возможность подавать документы одновременно в несколько вузов и на несколько специальностей в каждый. Однако бывает и так, что выпускник поступает в вуз с очень высокими баллами по всем 3 экзаменам, проходит туда, а через полгода в первую же сессию выясняется, что эти его баллы были, мягко говоря, нарисованными… То есть, поступить стало легче, но и число отчисляемых за неуспеваемость тоже стало больше. Мне кажется, надо было больше доверять вузам и при создании ЕГЭ оговорить, что он будет только выпускным экзаменом, а не вступительным, да, по единым заданиям для всей страны, по одному формату. Думаю, было бы правильнее, если бы вуз выбирал не тех, кто набрал сколько-то там баллов на ЕГЭ, а тех, кто реально горит желанием двигать эту науку», - высказался Копосов.
Впрочем, даже сейчас, при современной системе ЕГЭ, у выпускников есть возможность набрал балл, необходимый для поступления, не только за счет ЕГЭ, но и за счет каких-то других достижений, в том числе, например, призовых мест на Всероссийских олимпиадах. И в таких случаях иногда школьникам даже не требуется сдавать ЕГЭ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Как известно, родители многих школьников нанимают для своих детей репетиторов, чтобы они лучше сдали ЕГЭ. По мнению Копосова, это имеет смысл делать заблаговременно, а не за год – полгода до сдачи ЕГЭ.
Занятия с репетитором имеют то преимущество, что школьник знакомится с точкой зрения другого педагога на предмет, считает Даниил Робертович.
«Репетитор чем хорош? Это другой человек, по сравнению с основным учителем. А значит, может быть, чуточку, а может быть, и принципиально иная точка зрения на тот же материал», - говорит Копосов. – «Я всегда говорю своим: «Ради Бога, пусть у вас будут репетиторы. По крайней мере, ты послушал меня, послушал репетитора и сможешь сделать какой-то свой собственный вывод, свое собственное обобщение, которое позволит тебе справиться и разобраться». Чем больше мнений, тем лучше. В этом плане занятия с репетитором – это плюс».
Кроме того, сейчас на законодательном уровне учителям не разрешено напрямую готовить выпускников к ЕГЭ по русскому языку на основных уроках. Конечно, педагоги все равно выстраивают программу занятий с учетом ЕГЭ. Но теперь они не имеют права разъяснять школьникам, какую роль в подготовке к нему играют те или иные упражнения. Поэтому из слов эксперта можно сделать вывод о том, что занятия с репетитором также позволят выпускнику лучше сориентироваться в том материале, который нужен конкретно для ЕГЭ. Однако они будут полезны для школьника только в том случае, если он ответственно относится к ним и делает все те задания, которые дает ему репетитор в качестве домашней работы, отмечает Копосов.
Вместе с тем, при хороших знаниях по русскому языку и серьезном подходе к учебе выпускник может неплохо подготовиться к поступлению в вуз и самостоятельно.
«У старшеклассников должна быть какая-то социальная ответственность. Они должны понимать, что их родители для них же стараются: тратят на них и деньги, и нервы. Если школьник это осознает, то он, может, и без репетиторов без проблем поступит, куда хочет», - отметил Копосов.
А самым простым и в то же время самым эффективным способом добиться высокого уровня грамотности в русском языке является обычное чтение, подчеркнул собеседник издания. Но важно, чтобы это были печатные книги, а не электронные книги в формате «Самиздат», которые не имеют никакой корректуры, а потому, наоборот, могут способствовать запоминанию ошибочного написания слов.