С начала года расходы россиян в магазинах растут значительно медленнее: если в январе они увеличивались на 13–14%, то к июлю темпы сократились до 6%, сообщает Совкомбанк. Также, по данным Центробанка, в сентябре больше половины опрошенных (56%) заявили, что предпочитают откладывать деньги — это рекордное значение с марта 2023 года, пишет Известия.
Специалисты объясняют происходящее снижением покупательской активности, что перевело розничную торговлю в состояние стагнации. За первые восемь месяцев 2025 года продажи в этом сегменте выросли всего на 2,2% — в четыре раза меньше, чем в прошлом году. Как уточнил глава президиума АКОРТ Станислав Богданов, особенно упал спрос на непродовольственные товары: рост составил лишь 2% против 12% годом ранее. В сегменте продуктов ситуация тоже изменилась — темпы снизились до 2% с прежних 6–8%.
По словам Михаила Бурмистрова, гендиректора «Infoline-аналитики», экономия вызвана не только подорожанием товаров, но и ситуацией на рынке труда. Всё больше людей работают неполный день, а бонусы и премии сокращаются, что снижает уровень незапланированных покупок.
Тем не менее, рынок поддерживают дискаунтеры. Так, X5 Group отчиталась о росте выручки за январь–сентябрь 2025 года на 20%, до 3,4 трлн рублей. Особенно выделился «Чижик», почти удвоивший доходы — до 297 млрд. Для сравнения, у «Пятёрочки» рост составил 17,1%, а у «Перекрёстка» — 9,1%.
«Магнит» увеличил выручку на 14,7% за полгода, до 1,6 трлн рублей. Лучшую динамику показал формат «Дикси» с приростом 15,7%. В O’KEY Group драйвером стал формат «ДА!» (+11%), а гипермаркеты остались на прежнем уровне. У «Ленты» рост составил 24,3%, в основном благодаря магазинам у дома.
Согласно прогнозу IBC Real Estate, по итогам 2025 года оборот розничной торговли в России вырастет на 7,6% и достигнет 64,1 трлн рублей. Основные факторы роста — расширение сетей в регионах, развитие дискаунтеров и онлайн-продаж.
Читайте также: