С начала осени в России начнут действовать обновлённые правила, касающиеся допуска граждан к управлению транспортными средствами.
Нововведения затрагивают как тех, кто впервые собирается получить водительское удостоверение, так и автомобилистов, планирующих его продлить.
Главное изменение — это расширенный перечень медицинских противопоказаний. Теперь более тщательно будут отслеживаться проблемы со зрением и психическим здоровьем. Отдельное внимание уделяется людям, у которых диагностированы нарушения цветового восприятия — в особенности частичная дальтония.
Дальтоники не смогут получить или продлить праваОдним из ключевых новшеств стал запрет на получение прав для людей с нарушениями восприятия красного и зелёного цветов. Эти два цвета являются основными при работе светофоров и используются в дорожной разметке. Неспособность отличать их может приводить к неправильной интерпретации дорожной ситуации, что, как показывает статистика, уже становилось причиной ДТП.
Под проверку попадут не только те, кто полностью не различает цвета, но и лица с частичной цветовой слепотой. Для этого будут использоваться обновлённые медицинские методики. Их цель — точнее диагностировать даже незначительные отклонения, которые ранее могли оставаться незамеченными.
Такие меры, как подчёркивают эксперты, основываются на международном опыте и реальных данных аварийности. В ряде стран лица с подобными нарушениями уже давно ограничены в праве управления транспортом, и такая практика признана эффективной.
Строже станут требования и к психическому здоровьюВторое крупное изменение касается перечня психоневрологических расстройств, при наличии которых запрещено садиться за руль. В этот список вошли:
расстройства аутистического спектра (в том числе синдром Аспергера и синдром Ретта);
тяжёлые формы психических заболеваний;
нарушения центральной нервной системы;
ряд офтальмологических диагнозов, влияющих на реакцию и ориентацию в пространстве.
Эти состояния признаны потенциально опасными за рулём, поскольку могут снижать концентрацию внимания, замедлять реакцию и провоцировать неадекватное поведение на дороге.
Медицинские комиссии теперь будут обязаны более тщательно отслеживать подобные диагнозы при прохождении освидетельствования. Причём это касается как новых водителей, так и тех, кто продлевает свои документы.
Обмен данными между врачами и ГИБДДДополнительно обсуждается техническая возможность автоматизированной передачи информации о медицинских противопоказаниях из лечебных учреждений в базы данных ГИБДД. Это позволит исключить ситуации, когда человек скрывает свой диагноз, чтобы сохранить водительские права. Решение об этой мере пока на стадии рассмотрения, однако предполагается, что с внедрением новых ИТ-систем подобная интеграция станет реальностью.
Повышение требований — для безопасности всех участников движенияПредставители экспертного сообщества подчеркивают, что цель новых правил — не ограничение прав граждан, а снижение аварийности на дорогах. Водители с тяжёлыми психоневрологическими отклонениями и нарушениями цветоощущения объективно хуже справляются с управлением автомобилем в сложной обстановке.
По мнению специалистов, новые стандарты медосвидетельствования помогут повысить общий уровень безопасности, исключив с дорог тех, кто не способен адекватно реагировать на происходящее.
С 1 сентября 2025 года оформление и продление водительских прав будет проходить по новым требованиям. Успешное прохождение экзаменов — лишь одна часть допуска. Второй обязательный этап — медицинское заключение, где при выявлении противопоказаний получить права будет невозможно.