«Управляйка» выплатила жильцу 650 тысяч – кто вправе требовать ЖКХ-возмещения

29.08.2025, 22:30 , Ульяна Сенько — Редактор федеральной ленты новостей

Если управляющая организация ненадлежащим образом исполняет обязанности, собственники вправе требовать перерасчёт платежей или компенсацию за ущерб. Но важно понимать: не во всех ситуациях это возможно.

Эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь пояснил, что помимо основной суммы по закону можно взыскать и штраф в пользу жильца. Сегодня он равен половине присуждённой суммы, но вскоре может быть увеличен до 100%. Моральный ущерб при этом ограничен — максимум около 15 тысяч рублей.

Два механизма защиты

Жильцы могут рассчитывать на:

  • перерасчёт платы за коммунальные услуги, если они оказываются ненадлежащим образом;

  • возмещение стоимости испорченного имущества.

Перерасчёт часто делают, когда отопление не обеспечивает нормальной температуры или горячая вода подаётся холодной. Возможен он и при плохом обслуживании дома: мусор в подъездах, редкая уборка, отсутствие ремонта лампочек и пр.

УК также обязана удалять со стен несанкционированные объявления, следить за освещением и ежегодно предоставлять отчёты жильцам. За нарушение этих обязанностей компанию могут оштрафовать до 30 тыс. рублей.

Практика жалоб

Подавать жалобы лучше в жилищную инспекцию. Самый действенный вариант — коллективное обращение или иск в суд. Одиночные заявления редко приводят к результату.

Крупные компенсации

Если речь идёт о повреждении квартиры или автомобиля, суммы компенсаций исчисляются сотнями тысяч. Например, в Воронеже жительнице выплатили 650 тыс. рублей за постоянные протечки кровли. В Туле управляющая компания заплатила более 400 тыс. рублей (включая штраф) за ущерб от прорыва стояка.

При этом бессмысленно требовать возмещение за капитальный ремонт или благоустройство, так как это не входит в обязанности УК. Всё имущество внутри квартиры также относится к зоне ответственности собственника, если оно не связано с общедомовыми системами.