Что такое BTL-маркетинг

BTL-маркетиг включает в себя профессии промоутера, мерчендайзера и супервайзера, пользующиеся популярностью на сегодняшний день. Большинство наших соотечественников имеет смутное понятие о данных профессиях и о том, что включает в себя деятельность подобного рода.

Термин BTL появился благодаря компании Procter&Gamble, точнее одному из ее руководителей. Маркетинговый отдел компании составил смету расходов, в которую входили затраты на рекламу на телевидении, в прессе т.д. Под окончательной суммой затрат на средства продвижения товара подвели черту и только тогда вспомнили, что в смете не указаны средства на дегустацию продукции, раздачу листовок и прочие виды затрат. Все эти средства были написаны под чертой, (что продолжается до сих пор), а руководитель подписал смету в таком виде. Именно с того дня затраты на прямую рекламу стали вносить над чертой (ATL), а остальное - под ней (BTL). То есть BTL по сути является затратами на продвижение товара при помощи непрямой рекламы. Этим и занимаются люди вышеприведенных профессии.

Для успешности любой программы по продвижению товара требуется грамотный промоутер. Он проводит дегустацию продукции, раздает рекламные материалы и листовки, консультирует потенциального покупателя насчет того или иного продукта, выдает за покупки подарки и т.д. Этой работой охотно занимаются студенты и молодежь, поскольку она не требует постоянного присутствия и имеет временный характер. Промоутер должен обладать коммуникативными навыками, то есть уметь общаться с людьми. Кроме того, промоутер должен уметь работать в команде, быть ответственным и мобильным и обладать хорошей памятью. Перед тем, как приступить к работе, промоутер посещает проводимые компанией тренинги.

В переводе с английского слово «merchandise» означает «товар». В обязанности мерчендайзера входит продвижение товара в торговых точках, занимающихся торговлей в розницу. Он занимается выкладкой товара, работой с продавцами и обеспечивает данные торговые точки рекламными листовками, плакатами и т.д. Также мерчендайзер может следить за ценами конкурирующих фирм и производит контроль над количеством товара на складах торговых точек. Большинство компаний требуют, что у мерчендайзера был личный автомобиль, права на его вождение и высшее образование. Эта должность хорошо оплачивается и предполагает выплату процентов от совершенных продаж.

Понятие «supervise» с английского переводится, как контроль, наблюдение. Человек этой профессии производит контроль над промоутерами и мерчендайзерами, то есть является своего рода руководителем. Чаще всего супервайзерами становятся люди, начавшие карьеру с промоутера. Супервайзер должен иметь опыт работы, лидерские качества, хорошие интуитивные и организаторские способности и т.д. Основной его задачей является формирование команды, от слаженной деятельности которой зависит число продаж.

Материал подготовила Ксения Барских – журналист копирайтер агентства продающих текстов LabCopy (ссылка на официальный сайт: http://labcopy.ru).

г. Уфа, 2015 год.