«Не имеют права»: В Роскачестве сделали заявление для тех, кто ходит по магазинам

Эксперты отдела защиты прав потребителей Роскачества рассказали, кто должен присматривать за ценностями посетителей и за что на самом деле несет ответственность, передает PRIMPRESS.

Приходя в то или иное заведение, чаще всего посетители сдают верхнюю одежду и крупные сумки в гардероб. Некоторые магазины по-прежнему просят оставлять пакеты и шоперы в специальных шкафчиках на входе. И во всех ситуациях нас предупреждают, что «администрация не несет ответственности за оставленные вещи».

Отметим, что некоторые ситуации сопровождаются достаточно категоричным требованием сдавать вещи. То есть взять на себя полную ответственность за свои вещи и пронести в зал всю одежду и сумки у посетителей не получится. Получается, патовая ситуация? С точки зрения закона не совсем так.

«Предложение оставить свои вещи не одолжение со стороны администрации, а, говоря языком закона, публичная оферта (п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если в заведении или магазине организовано отдельное помещение для хранения вещей и посетитель сдает туда одежду, сумки, рюкзаки и так далее, договор о хранении между администрацией и посетителем считается заключенным. Выдаваемый номерок в данном случае приравнивается к квитанции, чеку, расписке – любому документу, который подтверждает заключение договора (ст. 887 ГК РФ)», – поясняет Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела защиты прав потребителей Роскачества.

По его словам, администрация берет на себя обязательства хранить вещь на протяжении всего действия договора (об этом далее) и должна предпринимать действия для того, чтобы оберегать их от порчи, кражи, потери и так далее.

Даже если хранение безвозмездное (а чаще всего в описываемых ситуациях так и бывает), администрация несет ответственность, если с вещами что-то случится.

В случае кражи или потери вещи – возмещается ее стоимость.

В случае порчи вещи – возмещается сумма, которая компенсирует снижение стоимости вещи или ее ремонт.

Также он отметил, что договор хранения действует только до тех пор, пока вы не покинете заведение, в котором сдавали вещь на хранение. Если вы ушли и забыли свои вещи (или по какой-то еще причине не забрали), ответственность администрации снижается: теперь владельцы заведения отвечают только за вред, причиненный с умыслом или в результате грубой неосторожности (п. 2 ст. 901 ГК РФ). Во всех остальных случаях ответственность лежит на владельце.

Кроме того, если вы обнаружили, что вещь пропала или испорчена, необходимо написать претензию в адрес руководства заведения. Эксперт отмечает, что ситуацию следует описать как можно подробнее, а также указать компенсацию, которую вы хотели бы получить.

«Ответить вам должны в течение десяти дней. Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в суд и через него требовать компенсацию. К пакету документов приложите копию своей претензии, а также имеющиеся свидетельства вашей правоты (фото-, видеозаписи, если есть, показания свидетелей, чеки на вещи и так далее). Как показывает судебная практика, закон часто встает на сторону потребителей. Возможно, уже сама ваша готовность решать вопрос в суде подтолкнет администрацию заведения к тому, чтобы пойти навстречу и уладить дело в досудебном порядке», – рассказали в пресс-службе Роскачества.