Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Даже если родители считают, что их ребенок полностью готов к школе, усидчив и трудолюбив, умеет хорошо читать и считать, выделяется на фоне сверстников широким кругозором, это не означает, что ему будет легко и просто вступить на этот важный этап своей жизни, который называется «первый раз в первый класс».
Стрессов и переживаний, связанных с новыми порядками и возложенными обязанностями новоиспеченному ученику без своевременной поддержки родных и близких людей не избежать.

В реальности, определенный адаптационный период, связанный с началом обучения в школе, предстоит не только ребенку, но и его родителям. Ведь им тоже придется несколько пересмотреть свой образ жизни, подстраиваться под школьные требования и, самое главное, принимать непосредственное участие в подготовке домашних заданий по русскому языку во 2 классе: https://держи-спиши.рф/2-класс/русский-язык-2-класс-канакина-рабочая!

Школьная жизнь, в отличие от детсадовского периода, сопровождается рядом инструкций и правил, строгим распорядком дня. Уменьшительно-ласкательное имя сменилось на обращение по фамилии в устах учителя. А необходимость послушно сидеть в течение бесконечных 45 минут и не «шалить» на перемене особенно тяжело удается маленьким непоседам.

Еще одним источником стрессов является необходимое оценивание способностей, сравнение с другими учениками и возможная критика. Первый учитель предстает перед ребенком неким властным существом, уполномоченным требовать с него хорошего поведения и выполнения заданий.

Все это в купе с форменной одеждой, собранным ранцем и школьными принадлежностями оказывают недюжинное давление на психику ребенка. Поэтому, совершенно нормально, что малыш с началом обучения становится более капризным, требует внимания и быстро утомляется.

Чтобы не усугублять ситуацию, ни в коем случае нельзя прибегать к таким высказываниям, типа: «Ты же стал совсем взрослым, теперь ходишь в школу…». Напротив, необходимо окружить юного первоклассника любовью и заботой, обеспечить стабильную и дружелюбную обстановку дома, чтобы семья для него была своего рода нерушим оплотом, где он всегда найдет понимание и поддержку.

Но это не значит, что ребенка необходимо привязывать к дому. Если ему нравится посещать какие-то дополнительные занятия, надо это поощрять. Важно только не переусердствовать во избежание непосильной нагрузки и не принуждать ребенка к тем внеклассным занятиям, к которым «душа у него не лежит».
Как правильно вести себя родителям, чтобы облегчить период привыкания к школе для первоклассника?

1. Проявление живого интереса к школьной жизни.

Школьные будни сильно отличаются от беззаботного периода посещения детского садика. Среди одноклассников возникает разделение на социальные группы по ролям и способностям к учебе: лидеры, «серые мышки», отличники, любимчики, неуспевающие и т.д. Школьное общество не возможно без конкуренции и соперничества за лучшие оценки, за похвалу учителя, за уважение сверстников. Поэтому родителям надо быть всегда «на чеку» - следить за тем, как у ребенка складываются отношения в классе, не нужна ли ему помощь. Это можно сделать посредством ненавязчивых расспросов о том, с кем подружился ребенок, нравиться ли ему его учитель, чем он занимался на перемене, интересно ли ему было на занятиях. Т.е. необходимо интересоваться не только успеваемостью, но и социальной стороной школьной жизни.

2. Помощь в подготовке к урокам.

В школе ученик будет регулярно подвергаться оцениванию его способностей. Чтобы ребенок не выглядел на фоне других ребят отстающим, на родителей возлагается важная обязанность помогать с подготовкой домашних заданий по окружающему миру за 2 класс: https://держи-спиши.рф/2-класс/рабочая-тетрадь-окружающий-мир-2-класс и в усвоении учебного материала, а так же следить, чтобы портфель и школьные принадлежности были вовремя собраны и содержались в порядке.

При совместной подготовке уроков необходимо действовать доброжелательно, «не наседать». Спрашивать сначала ребенка о том, как он думает, с чего надо начать, давая ему возможность самостоятельно справиться.

Нельзя отстраняться и уходить, не убедившись, что ученик усвоил материал. Между заданиями желательно делать перерывы с легкими перекусами (например, фрукты).

Если ребенок готов к урокам, он будет чувствовать себя увереннее в коллективе своего класса.

Со временем надо приучать школьника самостоятельно делать уроки и собирать портфель, но не следует требовать от него этого на первых порах обучения.

3. Обязательно хвалить и подбадривать!

Маленьким ученикам свойственны тревога и переживания о том, что у них что-то может не получиться. Из-за этого развивается неуверенность в себе, что так же усложняет адаптацию к школе. Поэтому, родителям важно не ругать своего первоклассника за неудачи и ошибки, а, напротив, делать акцент на достигнутых успехах, хвалить за любые достижения, показывая свою радость и гордость, тем самым повышая самооценку ребенка.
Что касается ошибок: это нормально, что ученик их допускает, ведь поэтому ему и необходимо учиться! Надо относиться к этому проще, помогая своему малышу справиться со всеми трудностями и поверить в свои силы.