Будет ещё дороже: что происходит с ценами на топливо

Алмакаева Алина
Почему цены на топливо столько внимания привлекают? Это не только про рубли и литры на заправках. Ценник на бензин и дизель — это зеркало рынка, региона и даже государственной политики. Для жителей Татарстана это еще и своего рода термометр: как обстоят дела в экономике и какие тренды влияют на повседневную жизнь.
Редакция PRGORODCHELNY проанализировала, как изменились цены за год и что может ждать автолюбителей в будущем.
Сравнение цен: что говорит статистика
За прошедшую неделю цены на топливо в Татарстане были такими:
Цены на бензин (рублей за литр):
- АИ-92: 53,01 рубля
- АИ-95: 56,90 рубля
- АИ-98 и выше: 80,63 рубля
На эти марки бензина цена не менялась несколько недель. А вот в дизельном топливе есть изменения.
Автор фото: Яндекс Карты
Дизельное топливо:
Цена увеличилась с 65,25 рубля до 65,31 рубля, что соответствует индексу изменения цен на 100,09%.
Индекс потребительских цен (в сравнении с декабрём 2023 года):
- АИ-92: 106,46%.
- АИ-95: 106,65%.
- АИ-98: 118,06%.
Дизельное топливо: 106,11%.
Годовое изменение более заметно. Например:
Бензин АИ-92 подорожал на 7,29% по сравнению с декабрем 2023 года.
Автор фото: Яндекс Карты
АИ-98 и выше показал самый сильный рост: 20,15%.
«Дополнительными факторами станут мировые цены на нефть, девальвация рубля и инфляция», — рассказал аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев.
Что значат эти цифры?
Эксперты отмечают несколько факторов, которые могут влиять на рост цен:
- Мировые цены на нефть. Колебания стоимости сырья неизменно отражаются на ценах топлива.
- Внутренние налоги и акцизы. Рост налоговой нагрузки на топливные компании.
- Сезонный спрос. Зимой дизельное топливо, используемое в отоплении, становится более востребованным, что поднимает цены.
«Основная причина повышения оптовых цен — рост экспортной альтернативы (выгоднее поставлять на экспорт), на которую повлияло и ослабление рубля, и мировые котировки на нефтепродукты. Свою роль сыграли и атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы, создавшие ажиотаж на бирже», — сообщает руководитель аналитического центра Независимого Топливного Союза Григорий Баженов.
Ведущий экономист Татарстана Ирек Галямов и вовсе считает, что топливо могло подорожать и из-за роста дебиторских задолженностей компаний перед нефтеперерабатывающими заводами.
Автор фото: Яндекс.Карты
Как это отражается на потребителях?
«Если нефтеперерабатывающие заводы не решат проблемы с ремонтом и с заменой оборудования, стоимость бензина и дизеля будет заметно повышаться», — говорит Ирек Галямов.
Для автолюбителей из Татарстана повышение цен означает:
- Увеличение ежемесячных затрат на поездки.
- Рост стоимости грузоперевозок, что может повлиять на цены на товары.
- Повышение спроса на более экономичные автомобили или альтернативные виды топлива.
Автор фото: Алина Алмакаева
«Есть вероятность, что нашим предприятиям могут запретить использовать некоторые патенты. И тогда меняется технологический цикл, что опять же сопряжено с определенными затратами», — сказал руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.
Будет ли снижение цен в будущем?
Сейчас экономисты не спешат давать оптимистичные прогнозы. В условиях повышенного спроса на топливо зимой и сохранения высоких цен на нефть, вероятно, что цены продолжат расти. Однако весной, когда потребление снижается, возможно небольшой упадок стоимости. Но это не гарантированно. Кирилл Климентьев и вовсе считает, что цена до конца 2025 года поднимется ещё на 20%. Ирек Галямов также не верит в спад цент на топливо