Путь к победе через ошибки: школьник из Челнов оказался среди лучших юных математиков России

Минобрнаук РТ
Александр Давлетов из Набережных Челнов стал победителем Международного конкурса «Я Решаю!» среди старшеклассников. В этом году он обошёл более 5 тысяч участников и получил право на поступление в один из сильнейших лицеев страны.
Международный конкурс по математике «Я Решаю!» — один из ключевых проектов масштабной программы корпоративной социальной ответственности холдинга GS Group. Его цель — дать проявить себя школьникам из нестоличных городов, ведь в Москве и Санкт-Петербурге сильная математическая база, талантливым ребятам из регионов сложно с ними соревноваться.
Автор фото: личный архив школьника
О победе в конкурсе
Александр, поздравляем с победой! Какие у вас были первые эмоции, когда узнали, что вошли в число победителей?
— Спасибо! Было очень приятно и радостно — всё-таки столько времени и усилий ушло на подготовку. Это как будто доказательство, что всё было не зря.
В прошлом году вам не удалось выйти в финал, а в этом — победа. Что изменилось за это время?
— Главное — я стал намного больше решать. За год прорешал кучу задач, стал лучше понимать, как устроены олимпиадные формулировки, научился быстрее находить идеи. Просто стал опытнее, и это дало результат.
Какое задание оказалось для вас самым сложным?
— Из тех, что я решил, самой непростой была последняя задача. Там нужно было догадаться до интересного хода. К счастью, на сборах я сталкивался с похожими задачами, поэтому примерно представлял, как подступиться.
Автор фото: Минобрнаук РТ
Насколько сложнее были задания в этом году по сравнению с прошлым?
— Сложно сказать, потому что я уже плохо помню прошлогодние задачи. Да и уровень ощущается по-другому, когда сам растёшь. Возможно, они были примерно такими же, но в этот раз я справился лучше.
Что вам больше всего понравилось в конкурсе «Я Решаю!»? Был ли какой-то неожиданный момент?
— Мне понравился формат — нужно за ограниченное время решить много интересных задач. Это создаёт напряжение, но и делает участие захватывающим. Неожиданностей, пожалуй, не было — всё прошло организованно и понятно.
О пути в математике
Вы с детства увлекаетесь математикой. Был момент, когда поняли, что хотите серьёзно заниматься этим предметом?
— Это происходило постепенно. Сначала просто нравилось решать задачки, потом пошёл на кружок, начал участвовать в олимпиадах. В какой-то момент понял, что математика — это то, что мне действительно интересно и что хочется развивать дальше.
Ваши бабушка и дедушка — преподаватели математики. Это повлияло на выбор?
— Думаю, не напрямую. У нас в семье нет каких-то особых традиций, связанных с учёбой. Но, возможно, атмосфера, в которой я рос, тоже сыграла свою роль — мне всегда было с кем поговорить на математические темы.
Где и как вы тренируете математические навыки?
— Я участвую в разных сборах: казанский математический центр, школьные сборы, лагеря, кружки. Также смотрю лекции преподавателей, решаю много задач самостоятельно. Возможностей много, главное — не лениться.
Как считаете, что важнее всего в математике: логика, интуиция или упорство?
— Думаю, всё это важно. Логика помогает строить доказательства, интуиция — находить идеи, а упорство — доводить до конца. Иногда нужна и удача: вовремя вспомнить подход или догадаться до хода, который сработает.
Есть ли у вас любимая математическая теорема или задача, которая вдохновляет?
— Конкретной любимой теоремы, наверное, нет. Мне больше интересен сам процесс — когда находишь нестандартное решение или видишь, как из простой идеи вырастает что-то сложное и красивое.
О планах и интересах
Вы также интересуетесь физикой и информатикой. Есть ли любимая тема?
— Пока нет — стараюсь развиваться сразу в нескольких направлениях. Интересно всё, особенно если это требует нестандартного мышления.
Задумывались, куда хотите поступать после школы?
— Да, думаю об этом, но пока не принял окончательное решение. Хочется, чтобы обучение действительно давало возможности для роста, поэтому выбираю внимательно.
Вы получили возможность учиться в Президентском физико-математическом лицее № 239. Планируете воспользоваться этой возможностью?
— Пока не планировал переезд. Мне комфортно в своей школе, здесь хорошие преподаватели, друзья. Но приятно, что такая возможность есть.
Как математика помогает вам вне школы? Например, в игре в шахматы или других увлечениях?
— Думаю, в любом деле полезно уметь быстро думать, анализировать и находить закономерности. В шахматах, например, помогает видеть логические ходы и выстраивать стратегию.
Чему вас научил этот конкурс помимо математики?
— Я участвую в большом количестве олимпиад, поэтому сложно сказать, что именно дал этот конкурс. Скорее, он помог ещё раз убедиться: чем больше решаешь, тем лучше результат. И что важно сохранять спокойствие и сосредоточенность под давлением.
Напутствие другим школьникам
Что бы вы посоветовали школьникам, которые хотят участвовать в конкурсах, но боятся?
— Попробуйте пойти на первый конкурс не в одиночку, а вместе с другом или с группой. Это снизит тревожность. А ещё важно помнить: участие — уже опыт. Даже если не получится с первого раза — это не поражение.
Какой главный урок вы вынесли из этой победы?
— Нужно пробовать снова и снова. Даже если в прошлом году не получилось, это не значит, что не получится в будущем. Главное — не сдаваться.
Если бы вы могли задать вопрос великому математику, кого бы выбрали и о чём бы спросили?
— Я бы очень хотел задать вопрос Пьеру де Ферма. Хотел бы узнать: действительно ли он знал доказательство своей великой теоремы, когда написал ту знаменитую приписку на полях?