Top.Mail.Ru

Путь к победе через ошибки: школьник из Челнов оказался среди лучших юных математиков России

Челнинский школьник рассказал, как стал лучшим юным математиком россии
Александр Давлетов из Набережных Челнов стал по...

Минобрнаук РТ

Александр Давлетов из Набережных Челнов стал победителем Международного конкурса «Я Решаю!» среди старшеклассников. В этом году он обошёл более 5 тысяч участников и получил право на поступление в один из сильнейших лицеев страны.

Международный конкурс по математике «Я Решаю!» — один из ключевых проектов масштабной программы корпоративной социальной ответственности холдинга GS Group. Его цель — дать проявить себя школьникам из нестоличных городов, ведь в Москве и Санкт-Петербурге сильная математическая база, талантливым ребятам из регионов сложно с ними соревноваться.

Автор фото: личный архив школьника

О победе в конкурсе

Александр, поздравляем с победой! Какие у вас были первые эмоции, когда узнали, что вошли в число победителей?

— Спасибо! Было очень приятно и радостно — всё-таки столько времени и усилий ушло на подготовку. Это как будто доказательство, что всё было не зря.

В прошлом году вам не удалось выйти в финал, а в этом — победа. Что изменилось за это время?

— Главное — я стал намного больше решать. За год прорешал кучу задач, стал лучше понимать, как устроены олимпиадные формулировки, научился быстрее находить идеи. Просто стал опытнее, и это дало результат.

Какое задание оказалось для вас самым сложным?

— Из тех, что я решил, самой непростой была последняя задача. Там нужно было догадаться до интересного хода. К счастью, на сборах я сталкивался с похожими задачами, поэтому примерно представлял, как подступиться.

Автор фото: Минобрнаук РТ

Насколько сложнее были задания в этом году по сравнению с прошлым?

— Сложно сказать, потому что я уже плохо помню прошлогодние задачи. Да и уровень ощущается по-другому, когда сам растёшь. Возможно, они были примерно такими же, но в этот раз я справился лучше.

Что вам больше всего понравилось в конкурсе «Я Решаю!»? Был ли какой-то неожиданный момент?

— Мне понравился формат — нужно за ограниченное время решить много интересных задач. Это создаёт напряжение, но и делает участие захватывающим. Неожиданностей, пожалуй, не было — всё прошло организованно и понятно.

О пути в математике

Вы с детства увлекаетесь математикой. Был момент, когда поняли, что хотите серьёзно заниматься этим предметом?

— Это происходило постепенно. Сначала просто нравилось решать задачки, потом пошёл на кружок, начал участвовать в олимпиадах. В какой-то момент понял, что математика — это то, что мне действительно интересно и что хочется развивать дальше.

Ваши бабушка и дедушка — преподаватели математики. Это повлияло на выбор?

— Думаю, не напрямую. У нас в семье нет каких-то особых традиций, связанных с учёбой. Но, возможно, атмосфера, в которой я рос, тоже сыграла свою роль — мне всегда было с кем поговорить на математические темы.

Где и как вы тренируете математические навыки?

— Я участвую в разных сборах: казанский математический центр, школьные сборы, лагеря, кружки. Также смотрю лекции преподавателей, решаю много задач самостоятельно. Возможностей много, главное — не лениться.

Как считаете, что важнее всего в математике: логика, интуиция или упорство?

— Думаю, всё это важно. Логика помогает строить доказательства, интуиция — находить идеи, а упорство — доводить до конца. Иногда нужна и удача: вовремя вспомнить подход или догадаться до хода, который сработает.

Есть ли у вас любимая математическая теорема или задача, которая вдохновляет?

— Конкретной любимой теоремы, наверное, нет. Мне больше интересен сам процесс — когда находишь нестандартное решение или видишь, как из простой идеи вырастает что-то сложное и красивое.

О планах и интересах

Вы также интересуетесь физикой и информатикой. Есть ли любимая тема?

— Пока нет — стараюсь развиваться сразу в нескольких направлениях. Интересно всё, особенно если это требует нестандартного мышления.

Задумывались, куда хотите поступать после школы?

— Да, думаю об этом, но пока не принял окончательное решение. Хочется, чтобы обучение действительно давало возможности для роста, поэтому выбираю внимательно.

Вы получили возможность учиться в Президентском физико-математическом лицее № 239. Планируете воспользоваться этой возможностью?

— Пока не планировал переезд. Мне комфортно в своей школе, здесь хорошие преподаватели, друзья. Но приятно, что такая возможность есть.

Как математика помогает вам вне школы? Например, в игре в шахматы или других увлечениях?

— Думаю, в любом деле полезно уметь быстро думать, анализировать и находить закономерности. В шахматах, например, помогает видеть логические ходы и выстраивать стратегию.

Чему вас научил этот конкурс помимо математики?

— Я участвую в большом количестве олимпиад, поэтому сложно сказать, что именно дал этот конкурс. Скорее, он помог ещё раз убедиться: чем больше решаешь, тем лучше результат. И что важно сохранять спокойствие и сосредоточенность под давлением.

Напутствие другим школьникам

Что бы вы посоветовали школьникам, которые хотят участвовать в конкурсах, но боятся?

— Попробуйте пойти на первый конкурс не в одиночку, а вместе с другом или с группой. Это снизит тревожность. А ещё важно помнить: участие — уже опыт. Даже если не получится с первого раза — это не поражение.

Какой главный урок вы вынесли из этой победы?

— Нужно пробовать снова и снова. Даже если в прошлом году не получилось, это не значит, что не получится в будущем. Главное — не сдаваться.

Если бы вы могли задать вопрос великому математику, кого бы выбрали и о чём бы спросили?

— Я бы очень хотел задать вопрос Пьеру де Ферма. Хотел бы узнать: действительно ли он знал доказательство своей великой теоремы, когда написал ту знаменитую приписку на полях?