«Как прожить на такую зарплату?» Что делать с нехваткой педагогов в Челнах?
PROKAZAN
На сегодняшний день в Татарстане не хватает около 2,3 тысячи учителей, как сообщает начальник отдела кадровой политики Минобрнауки РТ Гузель Гатауллина. Наиболее остро эта проблема наблюдается в Набережных Челнах. Почему учителя заканчивают свою карьеру слишком рано? Как привлечь новые кадры в школы? Об этом и не только в материале ProGorodChelny.
Низкие зарплаты и высокая нагрузка: проблемы челнинских учителей
В Татарстане 35% учителей работают на полторы ставки или больше. Проблема нехватки кадров наблюдается на фоне данных о том, что республика входит в пятёрку регионов России с наиболее привлекательными зарплатами для педагогов. Тем не менее рассчитывать на среднюю зарплату по республике в 53 тысячи рублей могут только те специалисты, которые работают на полторы ставки и более.
Многие учителя не выдерживают большой нагрузки, маленьких зарплат и принимают решение продолжить свою педагогическую деятельность вне стен образовательных учреждений.
Автор фото: Альбина Шафеева
«Конечно не хватает учителей, как прожить вообще на такую зарплату? С нынешними ценами на продукты, жилье, транспорт — зарплаты в сфере образования вообще издевательство. Нужна достойная зарплата за такой труд, тогда и будут кадры. Я была вынуждена уйти и заниматься репетиторством, потому что только так получаешь соразмерно своему труду», — поделилась с ProGorodChelny Елена Музафарова, репетитор из Набережных Челнов.
Во время онлайн - эфира министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин высказался по поводу нехватки учителей в Набережных Челнах. Он отметил, что в этом учебном году в первый класс пришло 55 тысяч учеников. По мнению Хадиуллина, важно обеспечить школы квалифицированными учителями начальных классов. Есть педагоги, которые ведут занятия сразу в двух классах, что создает огромную нагрузку. Он также подчеркнул, что на сегодняшний день испытывается нехватка специалистов по физике, русскому языку, математике, иностранным языкам, химии и биологии.
Автор фото: Альбина Шафеева
«Мы сейчас определяем какие специалисты нам нужны в первую очередь и готовим уже именно таких людей. Наша главная задача — формирование новых поколений. Сейчас увеличивается количество мест и финансирование студентов в педагогических вузах. Основной упор идет именно на материальное поощрение, но мы в комитете по просвещению Госдумы прорабатываем и другие меры мотивации преподавателей. Улучшения есть, но на такой малой дистанции трудно оценить насколько они стабильные и надежные», — рассказал корреспонденту ProGorodChelny Анатолий Вассерман — член комитета Госдумы по просвещению.
Уход учителей: причины и решения
По данным от Управления образования Набережных Челнов на данный момент в городе учатся 65 тысяч школьников и работают 6789 педагогов.
По мнению заслуженного учителя России Александра Снегурова, это проблема сложилась не сегодня и уже на протяжении 10 лет он наблюдает процесс оттока педагогов из школ. По его словам, за последний учебный год, уволилось из школ России около 200 тысяч человек.
Автор фото: Альбина Шафеева
«Это огромная цифра. Многие учителя с большим опытом покинули педагогическую сцену по причине появления искусственного интеллекта, электронных журналов и подобных нововведений. Кроме того, репутация профессии не улучшается, несмотря на усилия властей», — рассказал ProGorodChelny заслуженный учитель России.
Снегуров отмечает, что во многие школы пришли менеджеры - администраторы, которые четко выполняют указания сверху и не болеют сердцем за школу, не помогают педагогам и не заботятся о сплочении коллектива. И такое холодное отношение к учителям тоже внесло свои изменения.
«Педагогу нужно внимание и поощрение от учеников и коллег, не только материальное, но и в виде комплиментов. Педагог — хрупкое создание. Из-за оптимизации школ нарушился диалог между родителем, учеником и учителем», — поделился с корреспондентом ProGorodChelny Снегуров.
Автор фото: Альбина Шафеева
Он так же отметил, что в регионах не выполняются указания сверху о повышении зарплат у учителей, предоставления жилья и льгот по оплате различных услуг.
«Молодые педагоги уходят, потому что не готовы к трудностям профессии. Многие вообще поступили случайно. Прежде всего учителям нужна социально - экономическая поддержка: выплаты, льготы, оплата проезда, путешествий и конференций. Педагог должен развиваться не за свой счет», — отмечает Снегуров.
Чтобы изменить эту ситуацию заслуженный учитель России предлагает создать комфортную обстановку в школах и изменить кадровую политику: набирать здравомыслящих людей и перестать зависеть от рейтингов.
По его словам, в центре внимания не педагог, а цифры и рейтинги. Огромное количество отчетности на учителях, журналы проветривания и подобное, все это приходится делать между уроками.
«Отбор для педагогических ВУЗов должен быть серьезней и подготовка тоже. У них же сейчас практика сокращена до 3 неделей, когда у нас было 2,5 года. Нет смысла говорить сколько у нас выпущено педагогов. Что от этого числа? Нужно смотреть сколько останется в профессии через 3 года», — добавил в разговоре с корреспондентом ProGorodChelny Александр Снегуров.
Автор фото: Альбина Шафеева
Ситуация с нехваткой учителей в Татарстане требует комплексного подхода и внимательного анализа. Необходимо активно привлекать молодежь в профессию, создавая для нее благоприятные условия — как материальные, так и социальные.
Увеличение зарплат, предоставление жилья и льгот, а также внимание к профессиональному развитию педагогов могут стать ключевыми шагами на пути к решению проблемы.