Датские школы отказываются от оценок и экзаменов
Датские эксперты считают, что отказ от оценок и экзаменов в школах способен улучшить понимание учебного материала и благоприятно сказаться на психологическом состоянии учеников. Но, чтобы такие перемены действительно сработали, нужно грамотно выстроить систему обратной связи. Об этом говорится в исследовании, проведённом специалистами Центра по изучению молодёжи (CeFU) при Университете Ольборга.
По мнению профессора Ноэми Катцнельсон, руководящей исследованием, отсутствие привычной системы оценивания создаёт пространство для новых подходов в обучении. Это помогает многим школьникам по-новому взглянуть на учёбу и обрести внутреннюю мотивацию.
В исследовании приняли участие 626 детей от 7 до 16 лет, а также преподаватели из частных и интернатных школ. Как подчёркивает Катцнельсон, сами по себе отмена оценок и экзаменов не дают гарантии лучшего обучения или эмоционального комфорта. Важно, что придёт им на смену: как будет поддерживаться интерес к учёбе, уменьшаться стресс и оказываться помощь.
Основные выводы исследования представлены в книге «Школы без экзаменов и оценок» (пока доступна только на датском языке).
Что говорят ученики?
Многие отмечают, что при отсутствии оценок легче сосредоточиться на предмете, снижается страх ошибок, появляется больше интереса к знаниям и усиливается взаимодействие в классе.
Однако не у всех опыт оказался положительным. От 20 до 25 процентов участников признались, что без оценок им сложнее сохранять мотивацию и организованность. Почти половина респондентов затрудняются понять, насколько хорошо они справляются с учебной программой.
Интересный момент: учащиеся с сильной успеваемостью легче адаптируются к новым методам. Чтобы помочь всем, особенно тем, кому учеба дается с трудом, требуется гибкая и продуманная система обратной связи.
Какие шаги сделают обратную связь полезной:
Определить, что именно стимулирует каждого ученика.
Четко обозначать цели уроков.
Выделять время на персональную работу с детьми.
Использовать разнообразные способы обратной связи — как текущие, так и итоговые.
Контролировать тон и форму, в которых даётся обратная связь.
Профессор Катцнельсон подчёркивает: если школы не будут выстраивать культуру общения и оценки прогресса без баллов и отметок, часть учеников может потерять интерес к обучению.
Значение этого подхода выходит за рамки одной страны.
Датский опыт может быть полезен другим государствам, рассматривающим реформы в образовании. Исследование показывает:
Безоценочное обучение возможно, но только при условии, что его заменит работающая альтернатива.
Подход к мотивации должен быть индивидуальным: кому-то важен результат, кому-то — процесс.
Без качественной обратной связи система теряет эффективность, и первыми это ощущают слабые ученики.
Вывод ученых однозначен: обучение должно развивать, а не просто проверять. Но переход к новой системе требует чёткой стратегии и комплексной подготовки, сообщают Новости мира инноваций.