Эксперт Черемухин: Какие проблемы поднял на поверхность мазут из танкеров
Последние новости из Анапы заставляют задуматься о будущем российского туризма. Обнаружение высокого уровня бензапирена в грунте местных пляжей уже сказалось на туристическом сезоне. Однако проблемы отрасли гораздо глубже – это и слабая инфраструктура, и ограниченный выбор доступных направлений, и дефицит квалифицированных кадров.
Черное море теряет популярность
Еще недавно каждый пятый россиянин планировал провести лето на черноморском побережье, но после экологического скандала изменить планы согласны 96% туристов. Это значит, что спрос на другие «морские» курорты, например, Балтику, будет только расти. Уже в прошлом году туристический поток в Калининградскую область увеличился на 9%, а в ближайшие сезоны прогнозируется еще больший рост, что повлияет на цены и доступность отдыха.
Популярные направления не меняются
Несмотря на интерес к внутреннему туризму, список популярных маршрутов остается практически неизменным. Лидируют Москва, Санкт-Петербург и Сочи – на них приходится половина всех бронирований. Также в числе востребованных направлений – Казань, Екатеринбург, Самара, Уфа и Калининград. А вот такие регионы, как Адыгея, Карелия, Камчатка и Байкал, остаются дорогими и недоступными для массового туриста.
Дачи – альтернатива поездкам
Еще с 2020 года россияне все чаще выбирают дачи в качестве места для летнего отдыха. Спрос на загородные дома и участки за последние годы вырос на треть. Многие предпочитают вкладываться в благоустройство своей «родной гавани», чем тратить деньги на дорогостоящие поездки.
Нацпроект «Туризм и гостеприимство» – шанс на перемены
В 2024 году в России стартовала масштабная программа по развитию туризма, рассчитанная на пять лет. В ее рамках планируется:
- строительство новых гостиниц и туристических объектов,
- создание привлекательных маршрутов,
- развитие инфраструктуры на Байкале, Черном, Каспийском и Азовском морях,
- повышение качества сервиса и подготовка специалистов.
Цель – увеличить долю туризма в ВВП страны до 5% и достичь 140 миллионов турпоездок в год.
Однако для этого важно не просто обновлять старые санатории и пансионаты, а разрабатывать новые уникальные маршруты и точки притяжения. Пока же туристов привлекают все те же советские объекты – например, Золотое кольцо, интерес к которому вырос на 20%.
Кадровый кризис в отрасли
К 2030 году России может не хватать 400 тысяч специалистов в туристической сфере. Чтобы решить эту проблему, нужно не только обучать новых работников, но и предлагать им конкурентные условия труда, мотивируя оставаться в профессии.
Развитие туризма также требует увеличения производства отечественного оборудования и экипировки – от палаток и рюкзаков до гостиничного текстиля. Импортозамещение в этом секторе пока оставляет желать лучшего.
Главный вопрос: готовы ли регионы к переменам?
Будет ли туризм действительно развиваться, зависит от региональных властей и бизнеса. Если удастся создать комфортные условия для туристов, разнообразить маршруты, решить кадровые вопросы и привлечь инвестиции, отрасль может стать важной частью экономики страны. Но пока перед российским туризмом стоит слишком много нерешенных задач.