Профессор из Оксфорда оживил световую магию Парфенона
Профессор археологии Оксфордского университета Хуан Де Лара представил результаты своего исследования в журнале The Annual of the British School at Athens, раскрыв особенности освещения Парфенона в античные времена. Кратко об этом сообщает издание La Brújula Verde.
По словам исследователя, солнечные лучи, проникая через главный вход храма, отражались от внутренних поверхностей и статуи, создавая особую визуальную атмосферу.
Расположенный на афинском Акрополе Парфенон считается одной из величайших построек древнего мира. В V веке до нашей эры перед входом в храм находилась внушительная статуя Афины, изготовленная Фидием из золота и слоновой кости.
Издание отмечает, что освещение играло важную роль в восприятии интерьера. Источник указывает, что в проекте использовались тщательно расположенные проёмы в крыше и даже водоёмы, отражавшие свет.
Как и в случае с египетскими пирамидами, в Парфеноне не обнаружено следов от огня, что долгое время вызывало вопросы о методах освещения. Идея о наличии световых отверстий появилась ещё в XVIII веке, когда архитектор Катрмер де Кенси высказал такую гипотезу. Позже Джеймс Фергюссон предложил, что храм имел окна на уровне крыши.
Современные технологии помогли Де Ларе подтвердить или опровергнуть старые теории. Он создал 3D-модель храма, провёл моделирование солнечного света с учётом физических свойств отражения и положения солнца в различные времена года и суток. Оказалось, что в архитектуру храма действительно были встроены световые механизмы: отверстия в крыше, окна, отражающие бассейны с водой и полированный мрамор.
Эти элементы формировали приглушённое освещение, при котором статуя богини словно возникала из полумрака. Учёный подчёркивает, что Парфенон был не только инженерным чудом, но и выдающимся примером древней оптической архитектуры. Храм создавал священную атмосферу и усиливал эффект присутствия божественного через тонко рассчитанные световые акценты.
С помощью цифровых инструментов Хуан Де Лара восстановил структуру Парфенона с точностью до двух сантиметров, включая скульптуру Афины. Он также выяснил, что во время Панафинейской процессии солнце вставало таким образом, что свет, проходя через вход, освещал статую, создавая эффектное зрелище.
Источник: rodina-history.ru