Top.Mail.Ru

В России упал параллельный импорт автомобилей

В 2024 году объем «серого» импорта автомобилей в Россию снизился на 20%, сообщает агентство «Автостат». Если годом ранее он составлял более 21% от общего числа проданных новых машин, то теперь сократился почти вдвое — до 11,5%.

Лидеры «серого» импорта

Самой популярной маркой среди «серого» импорта стала Geely, в частности, благодаря кроссоверу Monjaro. Этот автомобиль, стоимость которого в Китае составляет менее 2 миллионов рублей, в России продается официально по цене от 4,5 миллиона. Используя схему «серого» ввоза, покупатели могут сэкономить до миллиона рублей даже с учетом таможенных пошлин и логистики.

Второе место занял бренд Lixiang, специализирующийся на гибридных автомобилях премиум-класса, которые официально в России не представлены, но стали популярны среди клиентов, ранее предпочитавших люксовые модели.

Тройку лидеров замыкает электромобильный бренд Zeekr, принадлежащий концерну Geely. В конце 2024 года Zeekr потерял лидерство в сегменте электрокаров, уступив «Москвичу-3е». Рост продаж «Москвича» связывают с корпоративными закупками в декабре.

Параллельный и «серый» импорт

Важно отметить различие между терминами. Параллельный импорт относится к ввозу марок, официально покинувших российский рынок, таких как Kia, Hyundai или Toyota. Термин «серый» или «альтернативный» импорт применяется к брендам, которые либо представлены в России (например, Geely), либо никогда не имели официального статуса (Lixiang или Jetta).

Jetta, совместный бренд FAW и Volkswagen, занимает неоднозначное положение. Хотя российский импортер утверждает, что поставки официальные, VW опровергает свое участие. Тем не менее модель Jetta VS7, созданная для китайского рынка как аналог Volkswagen Tiguan и Skoda Kodiaq, активно ввозится в Россию.

Новые тренды импорта

С 2024 года наблюдается переход на частный ввоз: 84% автомобилей оформляют на физлиц, что позволяет платить минимальный утилизационный сбор — всего 3,4 тысячи рублей. Юридические лица активно импортируют только автомобили марки Jetta.

Наибольшее количество машин завозят из Киргизии, которая стала важным транзитным узлом в 2022–2023 годах. За ней следуют прямые поставки из Китая и Белоруссии.

Причины снижения популярности

Сокращение «серого» импорта объясняется несколькими факторами:

  • С 1 апреля 2024 года власти закрыли лазейки для «беспошлинного» ввоза через страны ЕАЭС.
  • Ужесточились правила перевода крупных сумм за границу, что увеличило риски для «серых» импортеров.
  • Насытился первичный рынок: китайские бренды продолжают доминировать, но в продажу вернулись модели местного производства, такие как питерские Solaris (выделенные в отдельный бренд) и калужские Citroen.

Таким образом, рынок адаптируется к новым реалиям, а популярность «серого» импорта продолжает снижаться.