Переселенец, живущий в Челнах с 2014 года, о ситуации на Донбассе: «Просто нужно перетерпеть»

Власти Набережных Челнов ожидают прибытия переселенцев из ДНР и ЛНР. 8 лет назад, в 2014 году, для людей тоже искали крышу над головой, работу, места в садиках и школах для их детей, оказывали им помощь с документами.

Семья Люльковичей – супруги с 9 детьми – тоже когда-то перебралась в Челны из Дзержинска. В свое время они обращались по прямой линии к Владимиру Путину с просьбой о помощи. Сегодня они с младшими детьми проживают в трехкомнатной квартире. С момента переезда члены семьи получили документы, дети отучились, получили работу, старшие из них теперь живут отдельно. Глава семьи Владимир Люлькович поделился воспоминаниями с 2014 года, рассказал о трудностях после переселения и планах.

Бегство от войны

Владимир признался, что переезд в татарстанский автоград произошел спонтанно. Он узнал от соседки, что люди перебираются в Крым.

«Была атака на город, обстреляли кладбище, взорвали газовый трубопровод. Был страшный рев. Мы тогда так перепугались. Это было очень страшно. Тогда тоже задумались уезжать», - цитирует Владимира Chelny-biz.ru.

Поискав в Интернете, семья узнала, что многие из Донбасса уже уехали. Люльковичей заметил Антон Соколов из Челнов. Он и вывез семью оттуда, как и еще около 40 человек.

Фото: chelny-biz.ru

Семья перебиралась в три этапа. Сначала уехали супруга и старшие дети. Затем Владимир перевез еще двоих детей, но вернулся к больному брату. После его смерти, в октябре 2014 года, старший Люлькович перебрался в Россию окончательно. Вместе с родственниками число переселенцев только из этой семьи составило 20 человек.

Владимир признался, что все они до сих пор живут в Челнах, довольно хорошо устроились. О возвращении никто не думает, но сам глава семьи ждет, пока родной город перейдет к ДНР, чтобы добраться туда через Ростовскую область. Отдельную жизнь он пока не представляет, но горит желанием восстановить квартиру и мастерскую на родине.

Поездка на Украину с российским паспортом

Люлькович дождался получения российского паспорта и решил съездить домой, спустя 5 лет после переселения. Ему хотелось домой, к тому же он намеревался забрать некоторые вещи в Россию.

«Тяжело было проезжать военные блокпосты. Сердце так колотилось, так переживал. Они ведь там все ловят кого-то. Я когда уехал обратно, полиция пришла к соседке. Спрашивают: «Где этот?». «Уже уехал». Переживал, конечно! После прямой линии с президентом город на ушах стоял. На рынке встречали меня знакомые, спрашивают: «Паспорт получил?». Да еще так громко. Неприятные, конечно, были ситуации», - вспоминает Владимир.

Он отмечает, что ему повезло проскочить туда и вернуться обратно. Ведь полиция его все-таки искала. Люлькович подчеркивает, что убить, подставить и посадить – довольно стандартное явление на той территории. Неприятностей можно ожидать даже за упоминание о Дне Победы. Оставшиеся местные жители живут в страхе.

При этом в Дзержинске у большой семьи остались две квартиры. Сейчас там разбиты окна – соседи залатали их фанерой. Там 8 лет никто не живет, так что жилье в запущенном состоянии.

Как семья живет сейчас?

На родине Владимир занимался изготовлением гитар. Здесь он продолжил это дело. Признается, что начинать было тяжело: сырья нет, как и знаний, где его раздобыть. Старший ребенок помогал отцу. Сейчас глава семьи занят изготовлением гитары для себя. Официальную работу он себе не представляет, хочет развивать свою деятельность. Возможно, созреет для открытия свое ИП. Однако все упирается в финансы.

Фото: chelny-biz.ru

Основными проблемами, с которыми столкнулась семья после переезда, стали проблемы со здоровьем детей. В семье есть больные диабетом. Много беготни с документами, некоторые вопросы до сих пор не решены.

Зарабатывать пытаются все члены семьи, кто на это способен. Сейчас дома только школьники 17, 15 и 12 лет.

Также в списке проблем – общение с Федеральной миграционной службой: нескончаемые походы за продлением регистрации каждые 3 месяца, бланки, очереди. Все усугубилось, когда все службы объединили в одно место – очередь занимали с ночи.

Люльковичи живут в съемной квартире. Первое время квартирный и рабочий вопрос решал тот же Антон Соколов. При этом место жительства семья ни разу не меняла: хозяйка квартиры отзывчива и снисходительна – прощала долги в 2019 году, когда никто из них не мог найти работу после получения паспортов.

Затем началась пандемия. Семье помогали власти.

Запроса в детском саду у Люльковичей не было, глава семьи сам смотрел за детьми. При этом троих детей удалось пристроить в школу. Двое уже отучились. Старший из них окончил строительный колледж.

Домой все же хочется

Владимиру интересно пообщаться с беженцами, которые вот-вот прибудут в Татарстан. Но он не думает, что встретит среди них знакомых.

«Меня домой тянет. А дети… Некоторые из них когда уезжали, например, Даша, ей было пять лет, сейчас ей 12. Она здесь больше прожила, чем там. Ей здесь все нравится. Куда она поедет?! Конечно, не поедет. Старшие тоже уже живут отдельно от нас. Как-то жизнь наладилась, все устроились. Я домой хочу, потому что у меня там все. Здесь у меня мастерская в комнате. Это не то! У меня там две квартиры, под квартирой огромная мастерская», - заявил старший Люлькович.

Мужчина подчеркнул, что события, произошедшего 21 февраля 2022 года, многие ждали 8 лет. ЛНР и ДНР признаны независимыми. Однако беженцы недолго пробудут на территории России, уверен он. По его словам, когда все успокоится, люди вернутся обратно. А вот Люльковичам, так же как и другим переехавшим в 2014 году, труднее: они слишком долго живут в России, их детям комфортнее именно здесь.

«Просто нужно перетерпеть: неделю, две, месяц. Я не знаю. Россия – она своя страна. Им помогают волонтеры. Выживут. Подождут, пока все устаканится. Самое главное, чтобы войска отвели и не было обстрелов. И все, люди поедут обратно также организованно поездами. Кто захочет – останется», - утверждает Владимир Люлькович.