Два года с введения QR-кодов в Татарстане: как удалось справиться с ограничениями и возможно ли повторение истории

Два года с введения QR-кодов в Татарстане: как удалось справиться с ограничениями и возможно ли повторение истории

Прошло уже 2 года с того момента, когда в Татарстане произошло введение обязательной вакцинации для большинства граждан, а вслед за ней - и куаркодов. На данный момент в республике нет никаких антиковидных ограничений. Но вдруг заболеваемость COVID-19 снова резко пойдет вверх и к нам вернутся все прежние меры против инфекции, в том числе и куаркоды? Мы решили вспомнить, как разворачивались события с антиковидными ограничениями осенью 2021 года, и побеседовать о вероятности их возвращения с экспертом.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Осенью 2021 года в России произошел подъем заболеваемости ковидом в результате распространения его дельта-штамма. Этот вариант инфекции был очень заразным и мог вызывать тяжелые формы заболевания. Из-за неблагополучной эпидемиологической обстановки по всей стране была введена обязательная вакцинация против коронавируса. В Татарстане она началась с 11 октября. Под обязательную вакцинацию попадали практически все категории граждан. Легче было сказать, кого она не касалась. Так, в сообщении от Роспотребнадзора говорилось:

«Обязательной вакцинации подлежат лица 60 лет и старше; работники медицинских, образовательных организаций, социальных учреждений; работники организаций транспорта, энергетики, промышленных предприятий, строительства, сельского хозяйства; сотрудники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие; работники в сфере услуг (торговля, парикмахерские, бани, спортучреждения, бытовые услуги, общественное питание; банки, почта, транспорт, такси, услуги сотовой связи, ЖКХ и энергетики, музеи, театры, кино, концертные и выставочные залы, библиотеки, досуговые и развлекательные центры, детские лагеря, туризм, СМИ, аптеки, ветеринарные клиники, гостиницы, автосервисы, доставка и др.), студенты, направляемые для прохождения производственной практики за пределы образовательной организации».

До 6 декабря руководителей организаций обязали проконтролировать, чтобы все сотрудники прошли два этапа вакцинации. С 9 ноября должны были быть отстранены от работы сотрудники, не сделавшие первую прививку, а с 7 декабря – не сделавшие вторую прививку. Единственными, на кого не распространялось это требование, были те, у кого имелся медотвод от вакцинации.

Причем недопущенных к работе предполагалось оставить и без зарплаты. И с октября татарстанцы повалили в прививочные пункты. А с ноября началась волна отстранений от работы. Большинство жителей все же прошли вакцинацию. Но были и такие, кто упрямо не желал ее делать и предпочел ей отстранение от работы. Кто-то перешел на новое место.

Помимо обязательной вакцинации, с 11 октября ввели требование о предъявлении куаркода (документа о прививке от ковида или о перенесении заболевания не позднее, чем полгода назад) для посещения кафе и ресторанов, торговых центров, бассейнов, фитнес-центров, магазинов с площадью торгового зала свыше 400 квадратных метров. С 15 ноября антиковидные ограничения еще более ужесточили. Куаркод стал требоваться уже и для посещения театров, кинотеатров, кинозалов, цирков, концертных залов, спортивных и физкультурных залов и культурных мероприятий. А с 22 ноября без него перестали пускать даже в общественный транспорт. Последнее обстоятельство было особенно сложным для непривитых. Многие были настолько обеспокоены такой ситуацией, что начали кооперироваться и создавать в телеграме чаты, в которых автовладельцы сообщали всем желающим о том, куда и когда они поедут.

Впрочем, по прошествии недолгого времени выяснилось, что отсутствие куаркода не представляет собой большую помеху для посещения общественных мест, поскольку куаркоды проверяются не так строго и туда вполне можно пройти по чужому документу.

Сложнее дело обстояло с устройством на работу. В большинство мест человека брали только при наличии куаркода. Так, в частности, по исследованию Prokazan, без него нельзя было устроиться на работу юристом, поваром, официантом, продавцом-кассиром, специалистом по кадрам и даже дворником, а также на многие другие должности…

Впрочем, все же были некоторые вакансии, доступные и при отсутствии куаркода. Без него можно было рассчитывать на работу водителя такси, офисного сотрудника, менеджера и продавца некоторых крупных продуктовых сетей. С 21 февраля в Татарстане отменили куаркоды.

СИТУАЦИЯ ПО КОРОНАВИРУСУ ОСЕНЬЮ 2023 ГОДА

Заболеваемость COVID-19 в Татарстане увеличивается. Так, по данным на 13 октября, в республике она за неделю выросла почти в полтора раза. По словам замглавы регионального управления Роспотребнадзора Любови Авдониной, чаще всего у татарстанцев ковид протекает как обычная ОРВИ, и только 4 % из них переносят его в виде внебольничной пневмонии.

Однако, по мнению экспертов, по официальным данным трудно судить о реальной ситуации с заболеваемостью.

«Пока еще мы наблюдаем эффект низкой базы. Это ситуация, при которой впечатляющие темпы роста объясняются сравнительно низкими стартовыми показателями. Но я хочу подчеркнуть, что реальных цифр мы не знаем», - говорит микробиолог, кандидат биологических наук, доцент КФУ Павел Зеленихин. – «Вот если, например, брать данные по Финляндии за 2020 год, выяснилось, что там болело ковидом в 17 раз больше людей, чем объявляли официально (а там тестировали уж получше, чем в России). Я думаю, что у нас картина примерно такая же. Истинного положения дел по коронавирусу понять невозможно, потому что тестирование практически не проводится. Я думаю, что фактическая заболеваемость значительно больше официальной, но насколько, я не могу сказать».

В ближайшее время, по мнению эксперта, заболеваемость COVID-19 будет только расти и ситуация будет усугубляться в связи с тем, что осенью Татарстан практически не закупил вакцину от коронавируса. Введения обязательной вакцинации и куаркодов по этой причине пока не предвидится. Различные антиковидные меры в России начнут действовать только в том случае, если заболеваемость достигнет уж очень высокого уровня, хотя они могут быть полезны лишь при начале ее подъема, считает эксперт.

«Если у нас и введут ограничения, скорее всего, это произойдет в тот момент, когда они уже будут неэффективны», - говорит Зеленихин. – «Решение о них и в прошлый раз запоздало. К сожалению, у нас нет нормальных механизмов управления этой ситуацией».

Сам коронавирус уже перестал быть таким опасным, каким был в первой половине пандемии, когда циркулировали уханьский штамм и дельта-штамм. И его мутации вряд ли будут более патогенными.
«Вероятность того, что ковид станет более опасен, конечно, не нулевая, но очень низкая», - пояснил Зеленихин. – «Это может произойти только если SARS-CoV-2 рекомбинирует с каким-то другим, более опасным коронавирусом, которому подвержены люди. Например, с MERS. Такая ситуация может произойти в организме человека, который одновременно заразился SARS-CoV-2 и MERS. А самостоятельно тот коронавирус, который есть, вряд ли станет более опасным».

Однако даже при том, что сейчас большинство людей переносят ковид в форме обычной ОРВИ, он по-прежнему может протекать тяжело и с осложнениями у тех, кто находится в группе риска: пожилых, людей с различными хроническими заболеваниями, тех, кто не может вакцинироваться по состоянию здоровья.