«Ежедневно слышу обвинения в живодерстве»: правила жизни тренера дельфинов
Кто-то целыми днями сидит в душном офисе, кто-то трудится на шумном производстве, а кто-то и вовсе месяцами колесит по дорогам. А вот Ксения Пономарева обнимает дельфинов, слышит их целебное пение, глубоко ныряет и выпрыгивает с ними из воды словно рыбка. Кажется, работа мечты. Но мало кто знает, что у тренеров (да-да, тренеров, а не дрессировщиков дельфинов) три выходных в месяц. Они подолгу не бывают дома.
Не дрессировщики, а тренеры. Мы не используем обычные методы дрессуры. Это, прежде всего игра, в которой дельфины получают удовольствие. Мы учим животных новому, но в основе – их естественная модель поведения. Многое из того, что исполняют дельфины перед зрителями, они делают в природе: кружатся, выпрыгивают из воды, «поют».
Дельфинов невозможно заставить что-то сделать. Трюки исполняют исключительно потому, что они хотят это делать. Насилие в работе с дельфинами неуместно вообще. Не представляю, как можно ударить животное, которое любишь всем сердцем?
Ежедневно терплю нападки, слышу обвинения в живодерстве. Пора бы абстрагироваться, но привыкнуть невозможно. Как же донести до людей, что мы безумно любим своих животных? Готова вести прямые трансляции с тренировок, чтобы доказать, что мы не обижаем морских обитателей.
У каждого животного своя скорость обучаемости: одним достаточно и двух-трех тренировок. Другим, чтобы освоить трюк, потребуется месяц. Ругать за это ни в коем случае нельзя. Проявляем терпение, занимаемся, иначе у животных пропадет интерес, они просто не станут ничего делать.
Дельфины нас не слышат. Их слух настроен на другие частоты. Для каждого дельфина свой свисток, услышав который понимают, что зовут именно его. У нас шесть дельфинов. Люди удивляются, как я их отличаю. На самом деле, они очень разные: по форме глаз, узорам, манерам, характеру, размерам.
У каждого дельфинчика свое имя. Есть малыши Ирбис и Рем. Еще занимаются Зоя, Нюша, Норт, Инга. Имена выбираем всем коллективом. Но есть негласное правило: первая буква детеныша и мамы должны совпадать. Инга – мама Ирбиса. Весь город выбирал ему имя путем голосования.
Прихожу утром на работу, животные радостно встречают. Подойдешь, погладишь каждого. Ты идешь, они плывут рядом. Убедившись, что у тренера все в порядке, хорошее настроение, отправляются дальше играть. Если в душе кипят переживания, что-то гложет изнутри, животные это чувствуют. Невозможно объяснить как, но они начинают вести себя по-другому. Пытаются успокоить, ласкаются.
Когда я в воде с учениками, забываю обо всем на свете. Погружаюсь в особый мир, где нет тревог, забот, проблем. Есть я и мои животные. Когда выходишь из воды, кажется, вернулась в другое измерение.
Зачастую с животными легче общаться, чем с людьми. Они по-настоящему тебя любят, радуются каждый раз, как видят. Человек может обмануть, предать. Ждать подвоха от животных глупо, их чувства искренние. Ты даришь добро, они тебе этим же платят.
Помимо дельфинов тренирую белого кита (белуху). Несмотря на внушительные размеры (весит млекопитающее 1 тонну 300 кг), Белла совсем еще девочка, ей восемь лет. Белла очень игривая, любит внимание, ее легко обидеть. Еще хулиганит: мешает тренироваться морским котикам. Те оказывают ей знаки внимания. Это так льстит белухе, что как только у них начинаются тренировки, сразу высовывается из воды.
Белый кит – хищник. Чисто теоретически это животное небезопасное. Но Белла – другая, она моя любимица.
Я на 100% доверяю животным, они мне. Прыгаю в бассейн, они меня поднимают, кружат над водой. Я уверенна, что никогда ничего плохого не сделают.
Дельфины болеют крайне редко. У них сильнейший иммунитет, которому можно позавидовать.
Когда нужно сдать кровь, животные даю мне хвосты. Они знают, я все делаю только им на благо, не принесу зла. В природе дельфины живут, в среднем, 20-25 лет. В дельфинариях – 30-35. Они накормлены, ухожены, за их здоровьем пристально следит ветеринар.
Рыба подается только самого высокого качества, прошедшая все проверки. К еде животных законодатель предъявляет очень жесткие требования. К нам постоянно приходят ветеринарные, санитарно-эпидемиологические службы. Они проверяют не только качество подаваемой рыбы, но и воздух, воду.
Вода, в которой плавают млекопитающие, максимально приближена к естественной. Она соленая, за это отвечает специальная техника. Под бассейном находятся огромные промышленные установки, фильтры. Специалисты тщательно следят за качеством подаваемой воды.
Ежегодно в дельфинарии рождаются детеныши. Дельфины способны планировать беременность, если неблагоприятные условия – откладывают. То, что они приносят потомство, еще раз доказывает, что им здесь хорошо. Самка в первые месяцы никого не подпускает к малышу. В нашей помощи она не нуждается, кормит молоком. Только когда дельфинчик подрастет, разрешает ему общаться с людьми. Мы постепенно вводим первый прикорм – рыбу.
Если отпущу своих животных в открытую воду, думаю, уплывут. Не потому, что меня не любят. Они ужасно любознательные, им интересно будет узнать, что там такое. Увидев в море дельфинов, никогда не подплыву. Это, в первую очередь, животные, они руководствуются инстинктами. В особенности рассердить сможешь, если зайдешь на его территорию. Это тоже самое, что с собаками – свою-то любишь, знаешь, что не обидит. А к бродячим разве подойдешь?!
Желающие могут легко устроиться к нам работу. Также и я, увидела объявление, пришла. Плавать-то особо не умела, а сейчас подолгу могу находиться под водой. Главное – желание работать и дикая, просто дикая любовь к животным. Иногда провожу в дельфинарии по 12 часов в день, домой возвращаюсь только спать.
Каждая женщина должна выйти замуж, родить детей. Когда-нибудь настанет и мой черед. Люди говорят, что я буду отличной мамой, ведь работая с дельфинами, научилась быть сдержанной и терпеливой. Но пока моя жизнь – это мои животные. Они никуда без меня, а я без них!
Если когда-нибудь в России запретят дельфинарии, перееду в другую страну или перейду в цирк. Опыт с работы с животными есть, думаю, справлюсь.
Я абсолютно счастливый человек. Я нашла себя. Я получаю гораздо больше, чем вы можете представить. Это работа, которая приносит море удовольствия.