«Формируется клиповое мышление»: психолог из Татарстана рассказал, как распознать интернет-зависимость

Интернет стал уже неотъемлемой частью нашей жизни. Но у многих на него уходит слишком много времени. Так, например, по данным исследований, россияне тратят примерно 2,5 часа в день на общение в социальных сетях и до 7 часов 17 минут в день проводят за компьютером и гаджетами.

Все это создает благодатную почву для развития интернет-зависимости. О том, чем она вредна для человека и как с ней бороться, мы поговорили со старшим преподавателем кафедры клинической психологии и психологии личности КФУ Анной Лаврентьевой.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Само понятие интернет-зависимость, по словам психолога, очень широкое. Оно включает в себя и зависимость и от компьютерных игр, и от азартных игр, и от отношений, и от шопоголизма (в случае маркетплейсов).

«У интернет-зависимых людей происходит потеря чувства времени. Человек выходит в Сеть минут на 5 – 10, а в итоге проводит там несколько часов», - говорит Анна Лаврентьева. – «Еще один критерий интернет-зависимости» - то, как человек завершает эту деятельность: потому что ему становится достаточно или потому что ему приходится по тем или иным причинам оторваться от сидения в интернете. О зависимости от Сети сигнализирует также изменение настроения. Когда, например, у человека возникает чувство возбуждения при выходе в интернет и чувство дискомфорта, скуки, тоски или даже тревоги, если нет возможности в нем посидеть. Еще один важный момент – то, что при зависимости от Сети стирается грань между виртуальной реальностью и реальной жизнью. Такой человек вместо с того, чтобы общаться со своими близкими, друзьями, общается с людьми в интернете. И даже при встрече с друзьями он снова уходит в гаджет».

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Причины развития интернет-зависимости могут быть самые разные. Это и инфантильность, и низкая самооценка, и сложности в коммуникации с другими людьми.

«Мы с дипломниками проводили исследование на тему интернет-зависимых подростков. И оказалось, что среди них преобладают люди с покорно-зависимым типом межличностных отношений. То есть, это робкие, застенчивые, пассивные подростки. И еще среди интернет-зависимых было много людей недоверчиво-скептического типа. Они боятся критики со стороны, но в то же время критически настроены по отношению к другим людям», - рассказала психолог.

А вообще к зависимости от интернета склонны люди очень многих психологических типов. Каждый находит в нем что-то свое. Так, например, интернет-зависимости, по словам психолога, подвержены также:

- Люди с демонстративной акцентуацией - те, кому важно получать внимание

- Люди с гипертимной и возбудимой акцентуацией – те, кто стремится к новизне ощущений, много общается (но более поверхностно)

- Люди астенического типа, то есть склонные к утомляемости, более пассивные. С помощью интернета они пытаются достигнуть более бодрого состояния. Но, хотя интернет и стимулирует нашу активность, его чрезмерное использование приводит, наоборот, к снижению работоспособности, ухудшению познавательных процессов, самочувствия.

Школьники часто уходят с головой в Сеть из-за социальной дезадаптации: из-за того, что не складываются отношения со сверстниками, учителями, родителями. Кроме того, интернет-зависимость у детей и подростков часто возникает в тех случаях, когда их родители абсолютно не контролируют то, как они пользуются интернетом, и когда у них нет достаточного эмоционального контакта с детьми.

«Здесь важно договариваться с ребенком заранее о том, для чего он будет использовать Сеть и сколько времени он будет в ней проводить», - рекомендует Лаврентьева. – «Причем если речь идет о подростках, то с ними лучше разговаривать не с позиции сверху, а на равных».

Психолог советует также проявлять интерес и к тому, чем ребенок занимается в интернете. Так, например, если ему нравится какая-то компьютерная игра, лучше расспросить его, что это за игра, и даже разузнать о ее героях.

А с точки зрения нейронаук среди причин развития интернет-зависимости могут быть и генетические предпосылки.

«Нейробиологи говорят о том, что у интернет-зависимости на нейрональном уровне есть общие механизмы с зависимостью от психоактивных веществ», - говорит Лаврентьева. – «Тогда в процесс вовлекаются одни и те же участки головного мозга, ответственные за вознаграждение. И эта система находится под жестким генетическим контролем. Таким образом, если у человека есть генетические предпосылки к интернет-зависимости и он оказывается в условиях бесконтрольного пользования интернетом, у него актуализируются такие задатки, а потому и выше риск развития зависимости».

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Зависимость от интернета имеет много негативных последствий. К ним относятся:

1. Фаббинг.

Так психологи называют ситуацию, когда в общении человек не уделяет достаточного внимания близким и друзьям из-за того, что отвлекается на гаджет.

«Результаты одного из исследований показали, что 97% людей испытывают неприятные вкусовые ощущения, если их партнер во время еды смотрит в телефон», - рассказала психолог. – «Человеку кажется, что он не интересен своему собеседнику, если тот отвлекается на гаджет. Потому что в живом общении очень важен контакт глаз. Таким образом, из-за фаббинга не реализуется потребность в психологическом поглаживании, принятии. Человек в такой ситуации испытывает дискомфорт. И возникает ответный фаббинг. В результате коммуникации обедняются, становятся поверхностными и люди остаются не удовлетворены своим общением. Фаббинг ухудшает близость, снижает эмпатию. И тут возникает такой парадокс. Вроде бы гаджеты и интернет были созданы с целью объединить людей, но по факту они часто нас, наоборот, разъединяют».

2. Снижение потребности в живом общении.

3. Неумение контактировать в реальной жизни.

4. У детей снижается интерес к учебе, не формируется познавательного мотива.

5. У детей младшего возраста из-за бесконтрольного использования гаджетов может быть даже задержка психического развития. В такой ситуации у них иногда не формируется словарный запас, умение устанавливать контакт с родителями и со сверстниками, интерес к игре с окружающими предметами.

6. Не развивается мышление, концентрация внимания.

Под воздействием интернета у людей формируется особый тип мышления – так называемое клиповое мышление. У него есть как свои преимущества, так и свои недостатки.

«Клиповое мышление – это фрагментированное, отрывочное мышление», - рассказала Лаврентьева. – «Его плюс заключается в том, что мы начинаем быстро воспринимать информацию. Но это мышление поверхностное. Оно более эмоциональное и более иррациональное. Поскольку мы быстро запечатлеваем образ, он усваивается мгновенно, некритично и вне контекста. То есть, при клиповом мышлении человеку сложно установить причинно-следственные связи и у него не развивается логическое мышление. Он не может анализировать и синтезировать информацию (складывать в единое целое). Для исполнителей клиповое мышление – это очень хорошее качество. Оно многозадачное. Но руководителям нужны рациональное, критическое, систематическое мышление».

Для развития рационального мышления рекомендуется больше читать и размышлять о прочитанном, отмечает психолог.

КАК БОРОТЬСЯ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ

У психологов есть несколько рекомендаций по поводу того, как бороться с интернет-зависимостью.

1. Нужно восстанавливать контакт с самим собой, из-за потери которого и развивается зависимость от Сети. Для этого нужно задавать себе вопросы: «Кто я?», «Какие у меня потребности?», «Что я хочу?»

2. Используйте интернет осознанно. Спрашивайте себя, с какой целью вы в него заходите.

3. Самодисциплина, самоконтроль.

Заранее планируйте, сколько времени вы проведете в Сети. Устанавливайте для себя какие-то правила по поводу просматриваемого контента.

«Для того чтобы избежать развития зависимости, важно осознанное и умеренное потребление интернета», - подчеркивает Лаврентьева.

4. Продумывайте какие-то альтернативные виды деятельности, в которых вы можете реализовать свои потребности: увлечения, спорт, искусство, творчество и так далее. Очень хорошо, если родители и дети находят для себя какие-то совместные способы времяпрепровождения.

5. Не отвлекайтесь на гаджеты во время общения с близкими и друзьями, во время деловых переговоров.

6. Используйте специальные программы, которые позволяют контролировать время проведения в интернете.

Так, например, есть мобильное приложение Forest (что переводится, как «лес»). С помощью него можно задать время, на которое вы блокируете телефон. Если вам удается выдержать это время без гаджета, в приложении у вас появляется дерево. И при регулярном использовании Forest можно вырастить целый лес. Это приложение будет очень полезно и интересно и для детей.

Еще одна программа, которая поможет бороться с интернет-зависимостью, - Your hour (что в переводе означает «Твой час»). Она позволяет отследить, сколько раз за день человек разблокировал телефон и сколько времени у него уходит на использование соцсетей, электронной почты и других приложений, которые есть в гаджете.

Что же касается детей, в их случае для предупреждения интернет-зависимости важен и контроль со стороны родителей, отмечает Лаврентьева. Сейчас есть возможность устанавливать возрастные фильтры на просмотр разного контента. Кроме того, важно оценивать состояние ребенка, поддерживать с ним контакт, знать, чем он живет. Ну, и наконец, если вы хотите, чтобы ребенок не уходил с головой в виртуальную реальность, и сами подавайте ему пример осознанного и умеренного потребления интернета. Дети зачастую копируют поведение родителей. Поэтому если вы будете запрещать ребенку зависать в интернете, а сами постоянно будете там находиться, это не будет работать.