Гендиректор КАМАЗа: "Кредитом в 150 миллионов долларов распорядились бездарно"

Стремясь довести до неискушенной аудитории значимость КАМАЗа для Набережных Челнов, Когогин начал монолог с новостей из Детройта, сообщает портал "БИЗНЕС online".

В американском промышленном моногороде, рассказал лектор, сокращения привели к решению правительства о сносе до 40% зданий в этом году и возвращении земель природе. Такова и возможная судьба автограда...

Затем обратил свое внимание на то, что сегодня из всех долгов, что есть у КАМАЗа, около 40 процентов – это знаменитый японский кредит, взятый КАМАЗом еще при Советском Союзе. Кредитом в 150 миллионов долларов предприятие распорядилось абсолютно бездарно. Завезенное тогда оборудование до сих пор стоит в ящиках невостребованное, а предприятие за него платит, к счастью, долг реструктуризирован на долгий срок.

"Трудно понять, почему мы до сих пор существуем"

– КАМАЗ успел испытать столько взлетов и падений, что трудно понять, почему мы до сих пор существуем. В конце советского и начале постсоветского периода у нас были шикарные шансы стать доминирующей в мире компанией по производству грузового транспорта. Когда КАМАЗ пришел в Чили, топ-менеджеры компании Volkswagen испытали шок, потому что на чилийском рынке они не могли соперничать с машиной пусть меньшей грузоподъемности и невысокого качества, зато по цене 10 тысяч долларов. При мощностях 150 тысяч автомобилей в год можно было совершить переворот. Но не было профессионала, который мог бы это сделать. Вот почему нас интересует все, что происходит в городе, от школы до вуза, ведь наш персонал – это челнинцы.

Свою роль в судьбе КАМАЗа нынешний гендиректор обрисовал, как роль спасителя производства.

– Я свою работу начал чуть больше 10 лет назад, в период очередного кризиса на КАМАЗе. На работу меня нанимали два человека – Минтимер Шаймиев и вице-премьер РФ Илья Клебанов. Цель они поставили мне такую: "Сделай что-нибудь, чтобы КАМАЗ работал". В обмен я получил исключительную свободу действий. Мы договорились, что акционеры того времени – республика и Российская Федерация – не будут мешать мне работать.

Через несколько месяцев, по словам Когогина, он "поверил, что компания имеет право на жизнь".

"Рубен, рассылай письма о поиске стратегического партнера"

- Ключевым для КАМАЗа я считаю 2008 год. В 2007 году у нас был отличный финансовый результат. По ряду показателей мы уступали только суперэффективной Scania. Но очередная сессия стратегического планирования привела нас к выводу о том, что из 9 компетенций, необходимых компании, мы можем развивать только четыре. Сразу после этого я позвонил руководителю "Тройки Диалог" Рубену Варданяну и сказал: "Рубен, рассылай письма о поиске стратегического партнера". Нам нужен был стратег. Мы получил ответы практически от всех компаний. Много было интересных предложений, среди которых, в конце концов, остался Daimler.

"Если бы не советский долг"

Сегодня у нас прекрасные отношения с Daimler, хотя основным акционером теперь является государство – оно сочло, что терять контроль над КАМАЗом недопустимо. Поэтому 49,9% акций принадлежит правительству РФ через компанию "Ростех". Почему не контрольный пакет? Это была, наверное, моя инициатива, потому что передача контрольного пакета акций государству означала бы национализацию КАМАЗа, а во внешний рынок такой сигнал подавать нельзя. Национализация компании – это спасение утопающего, а мы таковыми не являлись.

Легко было, по словам Когогина, работать в период кризиса – как на фронте, надо только исполнять приказы с минимумом творчества. Однако "проснувшись наутро после кризиса", он понял, что теперь предприятие живет в другой стране.

"40 процентов задолженности - это знаменитый японский кредит"

– КАМАЗ из состоятельных компаний упал в нижний топ мировых производителей коммерческого транспорта. Все изменилось. Причиной этого стала монополизация сырьевой отрасли. Металл сегодня стоит внутри страны дороже, чем металлурги продают на экспорт. Стоимость энергоносителей возросла в разы. Из-за коммунальных услуг и стоимости продуктов питания мы были вынуждены поднимать зарплату персоналу быстрее, чем компания могла себе позволить. Была разработана программа, по которой мы должны были за два года сократить издержки на 16 миллиардов.

Мы развернули кампанию, и, несмотря на потерю доли на рынке и работу в четырехдневном режиме, прибыль за прошлый год оказалась достаточно устойчивой. Задолженность всех мировых автомобильных компаний, в том числе и Daimler, является сегодня слишком большой, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне. Но мы эту проблему решили. Сегодня из всех долгов, что у нас есть, около 40 процентов – это знаменитый японский кредит, взятый КАМАЗом еще при Советском Союзе.

Напомним, ранее портал ProGorodChelny.ru писал о том, что летом "КАМАЗ" решил сэкономить на кондиционерах.