Иранские арбузы по 170 рублей за килограмм: экономист разъяснил, почему около Челнов втридорога продаются ягоды из-за границы

Возле Набережных Челнов на обочинах дорог стали продавать с фургонов иранские арбузы. «Арбузы иранские. Сейчас дорого продаются - 170 рублей за килограмм», – сообщил продавец. Нормально ли это с точки зрения экономики – то, что в Татарстане торгуют арбузами из-за границы по очень высокой цене? И о чем говорит такая ситуация? Об этом мы поговорили с руководителем центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Иреком Галямовым.

ПРОБЛЕМА РОДОМ ИЗ СССР?

Предприниматель, торгующий арбузами из Ирана, решил сыграть в первую очередь на наличии продукта в тот момент, когда еще не пришел его сезон, отметил экономист. Для людей такое предложение весьма заманчиво. Кроме того, оно ограничено, поскольку в других местах арбузы из Ирана сейчас не купишь.

Поэтому высокая цена здесь, по мнению экономиста, вполне оправданна. А вот если бы иранские арбузы продавались во многих местах, они бы, конечно, стоили дешевле.

«Еще со времен СССР некоторые фрукты попадают к нам только в определенный сезон. Раньше такая ситуация была еще чаще. Например, сейчас мы можем покупать бананы круглогодично. А вот во времена моего детства, в 1980-х и 1990-х годах, их привозили зелеными (надо было ждать, когда они дозреют) и только в сентябре-октябре. Тогда бананы продавались только в овощных магазинах. И их очень быстро разбирали: брали целыми сетками. И если во времена СССР к Новому Году вдруг появились бы бананы, их бы расхватили просто в один миг», - говорит Ирек Галямов.

НА ОЧЕРЕДИ ДУРИАНЫ?

А некоторые фрукты на территории нашей страны и вовсе не продаются. Поэтому их предложение тоже было бы уникально для россиян. И если бы в нашей стране продавались какие-то очень редкие, эксклюзивные фрукты, люди готовы были бы на них раскошелиться, даже если бы они были очень дорогими, уверен Галямов.

«Например, я бы очень хотел попробовать дуриан. Это такой фрукт, который растет только в Таиланде. Я как-то ел конфеты со вкусом дуриана. У него очень специфический и неприятный запах. Но вкус очень сладкий, как у сливок. В Тайланде дуриан из-за его запаха запрещено есть в общественных места и экспортировать за границу. Поэтому, если бы можно было купить этот фрукт в Казани, я готов был бы отдать за него хорошие деньги», - отмечает собеседник издания.

Еще одной причиной того, что возле Набережных Челнов стали продаваться арбузы из Ирана, могло быть и то, что предприниматель-дальнобойщик после поездки в Иран с целью реализации тех или иных товаров не захотел возвращаться домой с пустыми руками, поскольку на дорогу оттуда уходит немало дорогостоящего бензина.

По мнению Галямова, торговля сезонной плодоовощной продукцией вне того времени, когда она поступает на прилавки, - очень неплохая и интересная идея. Если продажа иранских арбузов будет приносить хорошую прибыль, вполне вероятно, что скоро эту идею подхватят и другие предприниматели и мы будем есть арбузы уже с апреля - мая.

СТОИТ ЛИ ПОКУПАТЬ АРБУЗЫ ВНЕ ГОРОДА

А то, что торговля идет не в самих Набережных Челнах, а на загородной территории, скорее всего, говорит о том, что у бизнесменов, занимающихся ей, нет документов. Однако это не означает, что у них некачественная продукция. Просто в ряде случаев предпринимателям удобнее не регистрировать свою торговлю.

«Для получения документов нужны разные медицинские заключения. А если решение этих вопросов затянется (что вполне вероятно), все арбузы сгниют. А может, они не хотят платить налоги», - пояснил экономист.

Летом, когда арбузы будут продаваться на каждом углу, арбузы из Ирана уже не будут стоить так дорого, отмечает экономист. А сейчас предприниматели, торгующие ими, скорее всего, еще только тестируют эту идею. По мнению экономиста, они получат хорошую прибыль.

«Я думаю, эти арбузы быстро будут распроданы. Если бы около моего дома торговали ими, я бы точно купил такой арбуз. И, в конце концов, если даже они не смогут их быстро распродать в рознице, продадут оптом не за 170, а, скажем, за 150 рублей какому-нибудь дорогому ресторану в Казани», - говорит Галямов.