КАМАЗ накопил долги в 225 миллиардов рублей и сократил прибыль почти до нуля
По итогам 2024 года ПАО «КАМАЗ» столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями. Несмотря на стремительное падение прибыли, компания заплатит в бюджет на 1,2 млрд рублей больше налога. Это связано с пересчётом ставки на 25%. При этом долговая нагрузка автопроизводителя выросла на 80 млрд рублей в период высоких кредитных ставок.
Прибыль рухнула в десятки раз
В 2024 году чистая прибыль КАМАЗа сократилась в 28 раз — с 20,5 млрд рублей до 731 млн рублей. Убыток, относящийся к акционерам, составил 178 млн рублей против прибыли в 19,7 млрд годом ранее. Сергей Когогин, генеральный директор предприятия, объяснил ухудшение результатов глобальными изменениями в экономике страны.
На российском рынке грузовиков продажи упали на 19%, а у КАМАЗа снижение составило сразу 33%. Компания впервые уступила лидирующую позицию в сегменте тяжёлых грузовиков, а её доля на рынке сократилась до 17%.
Причины провала: высокая ставка и спад спроса
Руководство завода ещё летом прогнозировало спад рынка на 15−22%. Основной причиной стало удорожание кредитов и лизинга из-за высокой ключевой ставки Центробанка, что ограничило возможности клиентов.
Хотя продажи упали, выпуск техники увеличился на 3%, до 54,6 тыс. единиц. Производство тяжёлых грузовиков, прицепов и автобусов продолжило расти.
Выручка есть, но вместе с ней выросли расходы
По МСФО выручка КАМАЗа увеличилась на 6,3% до 393,7 млрд рублей, но по РСБУ зафиксировано падение на 8,8%. Рост обеспечили дочерние предприятия и новые направления, такие как автобусы и прицепы.
Однако затраты выросли ещё быстрее: расходы на комплектующие подскочили на 17%, а на оплату труда — почти на треть. Дополнительное давление оказали утилизационные сборы и прочие статьи затрат.
В то же время прочие доходы компании уменьшились более чем вдвое из-за снижения прибыли от совместных предприятий.
Долги растут, налогов становится больше
За 2024 год долговая нагрузка КАМАЗа увеличилась до 225,6 млрд рублей. Финансовые расходы выросли почти в 2,5 раза. Прибыль до налогообложения снизилась в шесть раз, но налоговые выплаты возросли из-за изменений в расчётах и пересчёта отложенных налогов по ставке 25%.
Запасы денежных средств сократились, но проценты по депозитам выросли благодаря более высоким ставкам на рынке.
Что ждёт компанию в 2025 году
Прогнозы на 2025 год неутешительные: продажи тяжёлых грузовиков могут упасть ещё на 20−41%. Запасы техники на складах огромные, спрос падает, а лизинговые компании возвращают уже купленные автомобили.
Тем не менее эксперты считают, что КАМАЗ имеет определённые преимущества за счёт гособоронзаказа и господдержки, что позволяет удерживать позиции на фоне общего спада в отрасли, сообщает БИЗНЕС Online.