Конец московскому металлолому? Набережные Челны получат 46 новых автобусов

Тема городских автобусов является одной из самых значимых для Набережных Челнов вот уже без малого четыре года. Местные жители прекрасно помнят, как в начале февраля 2022 года буквально вернулись лет на 15 назад. С городских улиц исчезли все большие автобусы, а на вместо них на городские улицы вышли "Газели" и прочие микроавтобусы.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Напомним, что в начале февраля 2020 года, стало известно, что МУП «Электротранспорт» Набережных Челнов вынужден вернуть ПАО «КАМАЗ» 190 автобусов марки НЕФАЗ. Причиной этого стали долги предприятия по лизингу. Директор «КАМАЗа» Сергей Когогин тогда раскритиковал мэрию города, отметив, что в те не способны организовать пассажирские перевозки. «КАМАЗ» даже обращался в Арбитражный суд Татарстана, но после пошел на мирное соглашение.

Ситуацию обещали исправить в максимально короткие сроки, в планы властей вмешалась пандемия коронавируса. В результате большие автобусы появились, но только через год. Тогда на линии вышли 80 больших ЛИАЗов. Правда, совсем не новых, а долгие годы отработавших га маршрутах Москвы. Единственный плюс - автобусы, хоть и б/у, но достались Челнам совершенно бесплатно.

Местным жителям столичные подарки, мягко скажем, пришлись не по вкусы. ЛИАЗы часто ломались и выходили на линии не в оптимальном состоянии. Челнинцы называли московские автобусы рухлядью и металлоломом.

"НЕ НАДО СОБИРАТЬ МЕТАЛЛОЛОМ"

Летом 2023 года с такой трактовкой согласился и мэр татарстанского автограда, который призвал не "коллекцианировать металлолом". Более того, власти Челнов решили попробовать продать эти самые ЛИАЗы.

«На четырех муниципальных маршрутах работали автобусы, полученные нами два года назад, - напомнил на деловом понедельнике мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, - Они уже тогда были девятилетними, но, пока у нас не было других автобусов большой вместимости, они свою задачу выполняли, временно помогли. Теперь на этих маршрутах появились новые автобусы, и в ближайшее время мы планируем закупить еще 50 автобусов по лизинговой программе при поддержке республики. С учетом этого нужно ЛИАЗы 2012 года выпуска, которые мы получили из Москвы, замещать новыми автобусами. Старые автобусы аккуратно выводим из эксплуатации, но на машинном дворе копить их не надо. Нужно сделать их оценку. Есть ряд городов не только в нашей республике, но и в соседних регионах, которые готовы по приемлемой цене часть автобусов выкупить. Они не принесут муниципальному предприятию больших денег – думаю, тысяч по 200-300 максимум, но они уже самортизировали практически полностью, и мы благодарны руководству города Москвы. Нам не нужно собирать металлолом – чем дольше эти автобусы стоят без дела, тем ниже их цена».

ГОРОДУ НУЖНО МИНИМУМ 200 АВТОБУСОВ

Теперь уже официально известно, что в город в ближайшее время поступят 46 новых автобусов НЕФАЗ. Они прибавятся к уже курсирующим по городу 21 автобусу КАМАЗовского производства. Таким образом, без учета московских ЛИАЗов в автобусном парке в феврале-марте 2024 года, когда в город и прибудут новички, в парке будут значиться 67 НЕФАЗов.

Решится ли после этого проблема обслуживания горожан? Частично, конечно, решится. Впрочем, в планах властей татарстанского автограда увеличить число автобусов в парке до 200-250. Сделать это, по словам Наиля Магдеева, планируется уже к 2025 году.

«Сегодня нашему трамвайному управлению в год мы выплачиваем субсидии на выпадающие доходы около 100 млн рублей. Если мы на все маршруты поставим автобусы большой вместимости, выручки для нормального функционирования муниципального предприятия не хватит. Минимум 150–250 млн рублей нужно на субсидирование городских автобусных пассажирских перевозок, как и на трамвайное управление», - отметил Наиль Магдеев.

Жителям Челнов теперь остается только ждать, но стоит и признать, что власти города стараются решить транспортные проблемы и ездить по городским маршрутам стало намного комфортнее, чем три года назад. Это признают и сами пассажиры.