«Не надо собирать металлолом»: власти Челнов решили продать полученные бесплатно из Москвы ЛИАЗы
3,5 года прошло с момента транспортной реформы в Набережных Челнах. Основным видом общественного транспорта с 8 февраля 2020 года вновь стали маловместительные маршрутки, которые пришли на смену большим НЕФАЗам.
Дело в том, что в начале февраля 2020 года, стало известно, что МУП «Электротранспорт» Набережных Челнов вынужден вернуть ПАО «КАМАЗ» 190 автобусов марки НЕФАЗ. Причиной этого стали долги предприятия по лизингу. Директор «КАМАЗа» Сергей Когогин тогда раскритиковал мэрию города, отметив, что в те не способны организовать пассажирские перевозки. «КАМАЗ» даже обращался в Арбитражный суд Татарстана, но после пошел на мирное соглашение.
Долгие месяцы после этого местные жители могли только мечтать о просторном общественном транспорте, так как на замену большим автобусам 8 февраля 2020 года вышли тесные маршрутки. «Газели» начали курсировать на маршрутах №№ 2, 3, 11, 10, 21 и 26. Ситуацию обещали исправить в максимально короткие сроки, в планы властей вмешалась пандемия коронавируса.
Выход из ситуации смогли найти только спустя через год. На помощь пришла Москва. Из столицы в Челны пригнали 80 ЛИАЗов. Да, они уже были б/у, но зато совершенно бесплатно. Вот только счастливы от этого жители татарстанского автограда не стали.
"Зачем пригнали эту рухлядь? Ее списали на металлолом в Москве, а для глубинки, типа, это нормально? Я не верю, что пригнали 80 автобусов. На маршруте видел штук 8, ну от силы 10", - рассказал житель Челнов Рамиль.
"Вместо скотовозок поставили на маршруты сломанные большие автобусы. Лучше точно не стало. Они ломались на каждой остановке, зачем вообще соглашались на такие автобусы?", - задалась вопросом жительница Челнов Гузель Ахметова.
Чуть легче стало дышать челнинцам в сентябре 2021 года. Тогда город закупил 21 «НЕФАЗ», причем машины совершенно новые. На их покупку потратили 234 миллиона рублей.
"21 автобус приобретен из городского бюджета. Мы работаем над формированием доходной части городского бюджета. Если есть доходы, то мы можем позволить себе расходы. Наша задача, чтобы на всех городских маршрутах появились комфортабельные автобусы", - заявил мэр города Наиль Магдеев.
ЛИАЗы продолжили курсировать на маршрутах, но продолжились поломки и недовольство населения никуда не делось. Логичным решением руководства города стала попытка реализовать полученные бесплатно автобусы.
«На четырех муниципальных маршрутах работали автобусы, полученные нами два года назад, - напомнил на деловом понедельнике мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, - Они уже тогда были девятилетними, но, пока у нас не было других автобусов большой вместимости, они свою задачу выполняли, временно помогли. Теперь на этих маршрутах появились новые автобусы, и в ближайшее время мы планируем закупить еще 50 автобусов по лизинговой программе при поддержке республики. С учетом этого нужно ЛИАЗы 2012 года выпуска, которые мы получили из Москвы, замещать новыми автобусами. Старые автобусы аккуратно выводим из эксплуатации, но на машинном дворе копить их не надо. Нужно сделать их оценку. Есть ряд городов не только в нашей республике, но и в соседних регионах, которые готовы по приемлемой цене часть автобусов выкупить. Они не принесут муниципальному предприятию больших денег – думаю, тысяч по 200-300 максимум, но они уже самортизировали практически полностью, и мы благодарны руководству города Москвы. Нам не нужно собирать металлолом – чем дольше эти автобусы стоят без дела, тем ниже их цена».
Мэр напомнил, что к 2025 году городские маршруты должны в основном обслуживать новые большие автобусы, причем город возьмет на себя компенсацию затрат перевозчика на прогоны в межпиковое время, когда пассажиропоток невысок, а зарплата водителей и расход топлива не уменьшается.