Такую операцию не проводил никто в мире: как врач из Татарстана дважды попал в Книгу рекордов
В сентябре 2023 года сосудистый хирург ДРКБ Татарстана, врач высшей категории, кандидат наук Дмитрий Осипов установил мировой рекорд. Он прооперировал девочку с ложной аневризмой правой плечевой артерии в возрасте. На момент операции малышке исполнилось только 1 месяц 9 дней.
Врач выполнил анастомоз правой плечевой артерии "конец-в-конец". На сегодня это самый маленький пациент, которому успешно провели такую операцию. Патология, которая была у девочки, является очень редкой. В мире описано около 40 случаев врожденных аневризм конечностей, а с аневризмой именно плечевой артерии врачи встречались только 14 раз.
В связи с тем, что Осипов прооперировал самого маленького ребенка с аневризмой плечевой артерии, в ДКРБ подали заявку в Книгу рекордов России. И 23 ноября на XX Российском конгрессе с международным участием «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе» ему торжественно вручили сертификат этой Книги.
Диаметр плечевой артерии у взрослого составляет около пяти миллиметров, а у грудного ребенка он гораздо меньше. Так, наружный диаметр артерии малышки был всего 1,8 мм! К слову, Осипов уже во второй раз стал рекордсменом. В 2017 году он сделал такую же операцию 2-месячному ребенку с аневризмой, который на тот момент тоже был самым маленьким пациентом из тех, которым когда-либо проводили подобное хирургическое вмешательство. Получается, что Осипов побил свой же рекорд! Как врачу удалось достичь таких вершин и с какими еще сложными случаями он встречался - в материале Progorodchelny.ru.
А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...
Осипову с самого детства нравилось что-то делать своими руками. В частности, в школе он увлекался гравюрами. Однако не последнюю роль в выборе профессии будущего рекордсмена сыграла его мама, которая всю жизнь проработала участковым врачом. Она очень хотела, чтобы сын тоже стал медиком.
В 1991 году он поступил на педиатрический факультет казанского медуниверситета. В процессе учебы выбрал для себя профессию хирурга и устроился медбратом в хирургическое отделение больницы.
«Одно дело – думать, что ты будешь кем-то, а другое дело – реально оказаться там, куда ты хочешь попасть. Тогда ты начинаешь понимать, правильно ли ты выбрал свое дело», - говорит Осипов. – «Медбрат делает уколы, отвозит больных на операцию, привозит с операции, выполняет назначения и потихоньку втягивается во все это».
Поначалу Осипов еще не знал, каким именно хирургом он хочет стать. Определиться с этим ему помогла встреча с известным казанским хирургом, заведующим отделением микрохирургии РКБ Сергеем Обыденновым. Осипов до сих пор с большой благодарностью вспоминает его и еще одного своего коллегу-наставника – кардиохирурга, доктора медицинских наук Леонида Миролюбова, который в свое время принял его на работу.
«После того, как я познакомился с Сергеем Александровичем, я начал ходить к нему, чтобы смотреть, как делать операции. Мне все это было интересно. А потом он мне сказал: «Мы занимаемся этим в РКБ, а за забором у нас детская РКБ, где таких специалистов нет. Давай учись. Я скажу, куда тебе поехать на учебу - в Москву. Получай дополнительно специальность по микрохирургии»», - вспоминает Дмитрий Владиславович. – «Три месяца я проходил обучение в Москве. И когда я уже окончил ординатуру по общей хирургии в КГМА в 1999 году, встал вопрос о том, куда пойти работать. У меня особо не было никаких знакомых. И Сергей Александрович, можно сказать, за руку привел меня в ДРКБ, к Миролюбову Леониду Михайловичу. Мы с ним познакомились, он как-то на меня посмотрел и сразу сказал: «Давай устраивайся на работу». А отделение кардиохирургии в ДРКБ открылось буквально за несколько лет до того, как я окончил ординатуру, - в 1995 году, когда сюда пригласили Леонида Михайловича, чтобы открыть отделение. До этого всех таких детей в ДРКБ оперировали во взрослой клинике – в 6-й горбольнице. Дети с сосудистой патологией здесь периодически появлялись, а оперировать их было некому, и звали врачей из РКБ, у которых и без того было много своей работы».
ПО 15 ДЕЖУРСТВ В МЕСЯЦ
В начале своего трудового пути Осипов работал практически без выходных – брал по 15 дежурств в месяц, то есть, условно говоря, через день. Причиной этого было то, что ему как начинающему врачу были очень нужны деньги.
«Поскольку у меня уже большой стаж и я врач высшей категории, кандидат наук, за все это мне идут доплаты, и я получаю больше, чем начинающие врачи. Плюс я еще здесь могу что-то совмещать – на каких-нибудь консультациях, например. А у молодых врачей единственная возможность дополнительного заработка – это дежурства», - пояснил хирург. – «А всем хочется получать побольше, тем более если есть семья. Мне, например, тогда нужно было кормить двоих детей. Вот поэтому, когда я только начинал свою карьеру, я даже сам просил, чтобы мне ставили побольше дежурств».
Стоит отметить, что дежурства, по словам собеседника издания, нужны начинающему врачу не только для увеличения заработка, но и для того, чтобы набраться больше опыта. Они бывают 2 видов: суточные, когда работают с утра одного дня до утра следующего дня (по субботам и воскресеньям), и ночные, когда работают примерно с 16.42 (такой график в ДРКБ, но он ежемесячно меняется) до утра.
В последние годы Осипов не берет дежурства. Это очень тяжело – всю ночь не спать, а потом целый день быть на ногах и делать операции, при том, что вечером еще дома ждут какие-то дела, отмечает врач. Сейчас Осипов трудится 5 дней в неделю.
Рабочий день у врачей в ДРКБ начинается в 8.30, а заканчивается примерно в 16.42 – в то время, с которого уже идет ночное дежурство. Однако у Дмитрия Владиславовича свой собственный график – он приходит чуть раньше. Раз в месяц Осипов бывает по работе и в Набережных Челнах.
ОДИН НЕПРАВИЛЬНЫЙ СТЕЖОК – И ВСЕ НАСМАРКУ
У сосудистых хирургов очень сложная и ответственная работа. Для того чтобы вылечить пациента, надо правильно поставить диагноз. И это не всегда так просто. Нужно также правильно выстроить тактику лечения. В стандартных ситуациях такие решения врач принимает самостоятельно, а в нестандартных для этого даже собирают целый консилиум, на который могут пригласить любых смежных специалистов, в том числе и из больниц для взрослых.
А еще работа сосудистого хирурга требует предельной точности и аккуратности. Малейшая ошибка – и, возможно, проблема пациента так и не будет решена и он придет снова.
«Если хотя бы один стежок сделать неправильно – все пойдет насмарку. Для того чтобы выполнять многие операции, которые я делаю, нужно долго учиться – как настроить микроскоп, как взять ниточку», - говорит Осипов.
Оперировать детей с сосудистыми патологиями еще сложнее, потому что сосуды у них очень маленького размера и им не ставят протезы. И поскольку у ребенка в процессе роста сосуд увеличивается в размере, если хирург сделает что-то не так, по прошествии определенного времени нарушится нормальная циркуляция крови в этом месте. Что, в свою очередь, может иметь серьезные последствия для здоровья детей. Так, например, если неправильно сшитый сосуд находится на руке, она потом не будет расти.
«Представьте себе трубочку диаметром 1 миллиметр. И на нее нужно наложить 15 швов по всей ее окружности и сшить так, чтобы все работало, чтобы сосуд мог увеличиваться в размере и чтобы через 15 – 20 лет было бы даже незаметно, что там что-то сшивали», - говорит собеседник издания.
Кроме того, многие открытые операции при врожденных патологиях сложны и потому, что каждый новый случай не похож на предыдущий.
ДТП, ЗЕРКАЛО И ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ТРАВМ
Как сосудистый хирург Осипов чаще всего имеет дело с врожденными патологиями. У него больше плановых операций. Периодически хирург проводит и экстренные операции, которые требуются при травмах сосудов. Дети могут получать их из-за переломов, ножевых и огнестрельных ранений.
Нередко причиной травм становятся ДТП. Есть также и много других ситуаций, в которых дети могут их получить.
«Один мальчик с аневризмой дома разбил зеркало, и кусочек стекла воткнулся ему в ногу и перерезал сосуд», - рассказал Осипов. – «Был такой случай, что ребенок поранился стеклом, когда перелезал забор. У него возникла аневризма, разрыв сосуда голени. Бывает так, что пациент падает на руку, и из-за этого ломается плечевая кость, а отломок смещается вперед, что приводит к повреждению плечевой артерии. Был случай, когда девочке, которая занималась фигурным катанием, во время тренировки партнер распорол ногу лезвием от конька, в результате чего были повреждены и вена, и артерия».
Очень большой наплыв пациентов у сосудистых хирургов ДРКБ был в мае 2021 года после теракта в школе №175 Казани, вспоминает врач.
«ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ТЕБЕ ДОВЕРЯЮТ - ЭТО 50% УСПЕХА»
Сложность работы детского хирурга заключается не только в том, что она очень ответственная и требует предельной точности, но и в контактировании с родителями пациентов. Среди них встречаются и любители настрочить жалобу, и те, у кого есть свое мнение по поводу лечения ребенка.
«Иногда бывают конфликтные родители. Сейчас у нас есть интернет. Бывает так, что какая-нибудь мама неизвестно чего там начитается и потом говорит: «А я вот считаю, что моего ребенка надо лечить по-другому», - поделился Осипов. – «Есть и такие, кто пишет жалобы. По статистике, в каждой стране есть от 4,5 до 5 % психически нездоровых людей. И, я думаю, не все из них лежат в психбольницах. Я только так могу объяснить, что даже после нормального общения некоторые пациенты пишут жалобу. Или же говоришь человеку что-то, а он никак не может тебя понять. Вот это для меня проблема. Тем более что сейчас написать жалобу очень просто. Это можно сделать в любой больнице и в любом ведомстве. Но, к счастью, в большинстве случаев родители моих пациентов – люди адекватные, понимающие. А вообще очень важно, чтобы они тебе доверяли. Если родители тебе доверяют – это 50 % успеха».
ПРОФЕССИЯ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО ОБУЧЕНИЯ
С опытом Осипову стало легче работать. Однако, поскольку медицина не стоит на месте, врач – это профессия, которая требует постоянного обучения и совершенствования, подчеркивает собеседник издания.
Медики каждые 5 лет проходят аккредитацию, для которой им нужно набрать определенное количество баллов, начисляемых за прослушивание научных конференций и других образовательных программ. Врачи могут также подавать на категорию. С ее присуждением у них поднимается зарплата.