Особенности портретной съемки

Портреты в фотографии — это продолжающий традиции портретной живописи жанр, в котором главным объектом изображения становится человек или группа людей, а также животные. Портреты могут быть близки к гламурным фото, ню и репортажной съемке. Главное отличие жанра — стремление запечатлеть не просто фотографические черты, а характер, настроение и внутренний мир человека. Обычно смысловым центром оказывается лицо портретируемого, но это могут быть и другие части тела. Например, руки балерины или мускулистый торс спортсмена. Мы советуем вам обратить свое внимание на работы от Delovoefoto vernadskogo.

Портреты в фотографии появились одновременно с изобретением фототехники. Старейшее из сохранившихся фотографических изображений человека датируется 1840 годом — американец Джон Уильям Дрейпер (John William Draper) снял свою сестру Дороти. Во второй половине XIX века фотопортреты становились все более популярными, так как получались быстрее и дешевле живописных работ. Неудобство доставляла только долгая выдержка. Проблему решали специальными устройствами-фиксаторами, которые удерживали голову и руки в неподвижном состоянии.

Портреты, как и другие жанры фотоискусства, сильно изменились после массового распространения маленьких камер с 35-мм пленкой. С этого момента появилась возможность снимать человека незаметно. С одной стороны, это стало предметом этических споров, с другой — такие изображения получаются более живыми и естественными. Также компактная техника дает возможность проводить съемку где угодно и без подготовки.

На протяжении XX века, как и в наши дни, портретное фото остается одним из самых востребованных жанров художественной фотографии. Его история во многом повторяет историю изобразительного искусства в целом. Например, создавались фотопортреты в стиле сюрреализма или поп-арта. Многие мастера делали запоминающиеся автопортреты. Столь популярный сейчас жанр селфи тоже относится к портретной съемке.

Как снимают портреты?

В жанре портрета выделяются два основных подхода к условиям съемки, у каждого из которых есть свои сильные и слабые стороны. Первый — студийная съемка, когда у мастера есть все условия, чтобы настроить идеальное освещение, сделать правильный фон, поработать с внешностью модели. В процессе можно не торопиться, пробовать разные ракурсы и не беспокоиться из-за погодных условий или вмешательства посторонних. Но когда человек знает, что его снимают, он будто перестает быть собой и играет роль. Зритель тоже понимает, что снимки постановочные.

Второй подход — репортажная съемка, при которой человек не позирует специально. Он участвует в мероприятии или занимается повседневными делами, а фотограф наблюдает и ловит удачные кадры. При этом освещение и композиция могут быть несовершенными, часто на снимок попадают посторонние предметы. Зато портрет получается естественным — мы будто видим фрагмент из жизни.