Визуальная поэзия – искусство или шарлатанство?

Похожее изображение

Еще в древние времена люди придумали стихи в виде изображений различных предметов. Эту стихотворную форму изобрел древнегреческий поэт Симмиас.

Эта форма литературного искусства находится на стыке живописи и графики. Часто с помощью слов изображают всевозможные вазы, пирамиды, геометрические фигуры….

Стихи сами по себе уже визуальны. Если мы посмотрим на текст, то легко отличим стихи от прозы: стихи располагаются четверостишиями или столбиком, иногда лесенкой (которая, как правило, подчеркивает как бы упругость стиха). Изобразительный компонент в виде различных рисунков, выходящих в результате особого размещения слов – это дополнительный фактор воздействия на читателя – он же зритель.

Стихи в виде фигур писали и в средние века деятели эпохи барокко. Во Франции в начале 20 века такими стихами увлекались Малларме и Аполлинер.

Есть визуальная поэзия и в фольклоре. Это ромб в виде модификаций слова «абракадабра», который назвался заклинанием ведьм.

В России традиция визуальной поэзии начинается с Симеона Полоцкого, он создал стихи в виде сердца. Державин также поучаствовал в развитии этого жанра. Следующими были такие известные как Брюсов, Вознесенский, Сапгир. Многие авторы современной литературы тоже пишут визуальные стихи.

Немалый вклад внесла в развитие отечественной визуальной поэзии Света Литвак. Наверное, всем понятно, что в этом жанре нужно быть непросто поэтом, но и обладать художественным пространственным мышлением. Света Литвак – не только поэт, но и художник, поэтому ей такие стихи удавались с блеском. Многие из них – сложны, элементов графики там очень много. Света Литвак – поэтесса вечно молодая, ищущая, однако она давно снискала уважение в отечественной литературе и является одним из наиболее активных экспертов проекта «Литературное имя», она помогает молодым начинающим авторам найти свое место в поэзии, издать книгу. Иногда удается при помощи этого проекта издать книгу за счет издательства.

О визуальной поэзии писали такие литературоведы как Жовтис А. Л., Казарин Ю. В. и др., но в целом этот вопрос еще мало исследован.

Всё еще на повестке дня стоит вопрос: искусство ли это или шутка? А может быть – это просто шарлатанство, желание современных поэтов придать своим стихам интересную форму, так как нет достаточно глубокого содержания? Как говорится, судить читателю…

Елена Омолина, филолог