Как назвать ООО: ограничения и что запрещено
Выбор названия для ООО кажется простой задачей, но это первый шаг, где предприниматели часто допускают ошибки. Неудачное имя может привести к отказу в регистрации, судебным спорам или даже потере клиентов.
Мы попросили специалистов юр. центра «Мегаполис Групп» помочь разобраться в том, как избежать проблем и придумать название, которое пройдет проверку ФНС.
Юридические требования к названию ООО
В ст. 54 ГК РФ и законе «О государственной регистрации юридических лиц» есть перечень того, что запрещено использовать в наименовании, и того, что требует специальных разрешений.
Что запрещено
- Названия госорганов – например, «Минфин», «ФАС», в том числе запрещено слово «суд» и его производные.
- Названия стран – например, «Япония», «Казахстан».
- Названия международных организаций – например, «ООН», «НАТО».
- Названия общественных объединений – например, «ЛДПР», «КПРФ».
- Ненормативная лексика.
Ограничения
Требуются разрешения
Слова «банк», «страхование», «ломбард» и пр. допускаются только при ведении соответствующей лицензируемой деятельности.
Слово «Россия»
Слово «Россия» и производные от него можно использовать при соблюдении одного из условий.
- У компании есть филиалы, как минимум, в половине регионов России.
- Компания числится крупным налогоплательщиком.
- В уставном капитале ООО доля государства 25% и более.
Помимо этого для использования слово «Россия» потребуется уплатить госпошлину – 80 000 рублей.
Некоторые тонкие моменты
Как написано в разделе выше, нельзя использовать без соответствующего разрешения слово «Россия» и производные от него. При этом налоговая может отказать в регистрации ООО, даже если корень «рос» никак не связан со словом «Россия». Например, были отказы компаниям с названиями «Росток», «Подросток», «Макрос», «Росинант» и пр. Подобные отказы в регистрации многие компании успешно обжаловали в суде.
Слово «русский» использовать можно.
Уникальность
По умолчанию налоговая служба не следит за уникальностью названий ООО. Законом допускается, когда у нескольких компаний совпадает название.
Одним из исключений являются религиозные некоммерческие организации. Их названия не должны повторяться.
Другое дело, когда речь заходит о брендах и товарных знаках. Может быть чревато, если назвать компанию, так чтобы она была схожа или повторяла название зарегистрированного бренда (например, ООО «Авито»). Владеющая брендом компания может подать иск в суд на «плагиатора», чтобы взыскать деньги и обязать ответчика поменять название.
Заключение
Название ООО – это не только юридическая формальность, но и часть имиджа компании. Избегайте запрещенных слов и ограничений, проверяйте, чтобы название не пересекалось с чужими брендами, и думайте на перспективу. Помните, что сменить название можно всегда, но лучше не допускать ошибок.