Емкость аккумулятора автомобильного или другого – это количество, объем заряда, который вмещает в себя устройство. Показатель измеряется в ампер-часах (Ач) и обозначает – какую нагрузку в амперах подключают к батарее, чтобы посадить ее до нуля за 1 час. И хотя такая зависимость существует (чем более емкая батарея, тем дольше проработает на одной зарядке), она не абсолютна. Если к прибору с показателем 64 Ач подключить нагрузку с силой тока 64 А, то проработает аккумулятор не один час, а меньше, потому что на емкость устройства влияет немало факторов.
Емкость АКБ
Основная задача автомобильного аккумулятора – питать стартер при пуске двигателя. Также при выключенной силовой установке от АКБ питаются другие электрические приборы бортовой сети машины.
Чтобы быть способным провернуть коленвал мотора, нужен мощный стартер, к примеру, мощность этого устройства на автомобилях с двигателем объемом 1,5 литра составляет примерно 1,5 кВт, а тока этот узел потребляет 120 А. Для таких показателей нужна аккумуляторная батарея 55-64 Ач – которая обеспечивает 30-40 минут вращения стартера. При консультации со специалистами скорее всего вам посоветуют купить аккумулятор 60 Ач в СПб на сайте.
Однако, напомним - прямой зависимости времени работы подключенной нагрузки и емкости не существует. Сначала, в первые минуты после включения, устройство работает на пределе возможностей, а затем время работы стартера от одной зарядки АКБ сокращается. Актуально для зимнего времени. И даже тот факт, что батарея постоянно подзаряжается от генератора, не помогает: с каждым пуском в батарее остается меньше заряда. На падение величины емкости также влияют:
- сульфатация – появление на пластинах белого налета сульфата свинца в результате выкипания воды и повышения концентрации электролита;
- механическое повреждение пластин – возникает, если уровень электролита в ячейках сильно понижен;
- короткое замыкание внутри батареи.
Что делать? Постоянно подзаряжать прибор – не всегда хороший выход, если куплена заведомо менее емкая батарея: устройство быстро выйдет из строя. Покупать мощное устройство имеет смысл для эксплуатации машины холодной зимой. Однако чем более емкий источник питания, тем меньше его внутреннее сопротивление. А к этому показатели чувствительны стартеры, и применение слишком мощной батареи спровоцирует преждевременный выход из строя стартера. Как узнать емкость аккумулятора автомобиля реальную?
Как узнать реальную емкость аккумулятора вашей машины?
Емкость аккумуляторной батареи совпадает с паспортной только в первые годы эксплуатации АКБ. Потом, на третий-пятый год она неизбежно падает, что выражается в следующих проблемах:
- индикатор заряда изменяет цвет;
- стартер щелкает при попытках запустить двигатель;
- фары начинают светить тускло;
- стартер работает медленно.
При недостаточной емкости батареи бортовая сеть автомобиля начинает работать нестабильно, с перебоями.
Есть три способа, как определить емкость аккумулятора автомобиля: напрямую тестером (мультиметром), под нагрузкой или контрольным разрядом.
Проверяем показатели тестером (мультиметром)
Как проверить емкость аккумулятора автомобиля мультиметром? Это самый простой вариант. Измерительный прибор рекомендуется перевести в режим измерения емкости и подключиться к батарее. Это простой метод тестирования, но и результаты он передает приблизительные.
Тест под нагрузкой
В качестве нагрузки выступает автомобильная фара, но можно и использовать и другой потребитель. Принципиально метод не отключается: измерительным прибором, предварительно включив у него нужный режим, измеряют емкость при работающем потребителе. Если в процессе измерения работа потребителя становится заметно хуже, например, свет фары резко потускнеет, проверку стоит немедленно прекратить. Это сигнал, что прибор серьезно разряжен или неисправен. Если проверку продолжать, можно ввести батарею в состояние разряда, и вывести из него не всегда получается, даже если использовать современные зарядные устройства.
Порядок работы такой:
- АКБ отключают от генератора;
- измеряют величину напряжения;
- подключают нагрузку (включают фару и т.д.) на 1-2 минуты, затем отключают;
- повторно измеряют напряжение.
Корректное значение в этом случае – 12В и выше (желательно не меньше 12,4…12,6В), иначе батарее требуется помощь вплоть до замены на новую. При понеженных значениях напряжения аккумулятора после теста требуется подзарядка.
Измерение с контрольным разрядом
Для этой методики предварительно узнать нагрузку – силу тока разряда (указывается в технической документации АКБ). Мультиметр подключают к батарее и считывают значения напряжения, пока сила тока не снизится до 50–60% от начальной. Полученную величину сравнивают со значениями техпаспорта, и, если разница существенная, батарея подлежит замене.
Заключение
Проверка емкости аккумулятора автомобиля – это не сложно: нужно иметь определенные навыки и специализированное диагностическое оборудование. А при нежелании выполнять это своими руками - отдать батарею или всю машину на диагностику в автосервис.