На сегодняшний день в Татарстане не хватает около 2,3 тысячи учителей, как сообщает начальник отдела кадровой политики Минобрнауки РТ Гузель Гатауллина. Наиболее остро эта проблема наблюдается в Набережных Челнах. Почему учителя заканчивают свою карьеру слишком рано? Как привлечь новые кадры в школы? Об этом и не только в материале ProGorodChelny.
Низкие зарплаты и высокая нагрузка: проблемы челнинских учителей
В Татарстане 35% учителей работают на полторы ставки или больше. Проблема нехватки кадров наблюдается на фоне данных о том, что республика входит в пятёрку регионов России с наиболее привлекательными зарплатами для педагогов. Тем не менее рассчитывать на среднюю зарплату по республике в 53 тысячи рублей могут только те специалисты, которые работают на полторы ставки и более.
Многие учителя не выдерживают большой нагрузки, маленьких зарплат и принимают решение продолжить свою педагогическую деятельность вне стен образовательных учреждений.
«Конечно не хватает учителей, как прожить вообще на такую зарплату? С нынешними ценами на продукты, жилье, транспорт — зарплаты в сфере образования вообще издевательство. Нужна достойная зарплата за такой труд, тогда и будут кадры. Я была вынуждена уйти и заниматься репетиторством, потому что только так получаешь соразмерно своему труду», — поделилась с ProGorodChelny Елена Музафарова, репетитор из Набережных Челнов.
Во время онлайн - эфира министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин высказался по поводу нехватки учителей в Набережных Челнах. Он отметил, что в этом учебном году в первый класс пришло 55 тысяч учеников. По мнению Хадиуллина, важно обеспечить школы квалифицированными учителями начальных классов. Есть педагоги, которые ведут занятия сразу в двух классах, что создает огромную нагрузку. Он также подчеркнул, что на сегодняшний день испытывается нехватка специалистов по физике, русскому языку, математике, иностранным языкам, химии и биологии.
«Мы сейчас определяем какие специалисты нам нужны в первую очередь и готовим уже именно таких людей. Наша главная задача — формирование новых поколений. Сейчас увеличивается количество мест и финансирование студентов в педагогических вузах. Основной упор идет именно на материальное поощрение, но мы в комитете по просвещению Госдумы прорабатываем и другие меры мотивации преподавателей. Улучшения есть, но на такой малой дистанции трудно оценить насколько они стабильные и надежные», — рассказал корреспонденту ProGorodChelny Анатолий Вассерман — член комитета Госдумы по просвещению.
Уход учителей: причины и решения
По данным от Управления образования Набережных Челнов на данный момент в городе учатся 65 тысяч школьников и работают 6789 педагогов.
По мнению заслуженного учителя России Александра Снегурова, это проблема сложилась не сегодня и уже на протяжении 10 лет он наблюдает процесс оттока педагогов из школ. По его словам, за последний учебный год, уволилось из школ России около 200 тысяч человек.
«Это огромная цифра. Многие учителя с большим опытом покинули педагогическую сцену по причине появления искусственного интеллекта, электронных журналов и подобных нововведений. Кроме того, репутация профессии не улучшается, несмотря на усилия властей», — рассказал ProGorodChelny заслуженный учитель России.
Снегуров отмечает, что во многие школы пришли менеджеры - администраторы, которые четко выполняют указания сверху и не болеют сердцем за школу, не помогают педагогам и не заботятся о сплочении коллектива. И такое холодное отношение к учителям тоже внесло свои изменения.
«Педагогу нужно внимание и поощрение от учеников и коллег, не только материальное, но и в виде комплиментов. Педагог — хрупкое создание. Из-за оптимизации школ нарушился диалог между родителем, учеником и учителем», — поделился с корреспондентом ProGorodChelny Снегуров.
Он так же отметил, что в регионах не выполняются указания сверху о повышении зарплат у учителей, предоставления жилья и льгот по оплате различных услуг.
«Молодые педагоги уходят, потому что не готовы к трудностям профессии. Многие вообще поступили случайно. Прежде всего учителям нужна социально - экономическая поддержка: выплаты, льготы, оплата проезда, путешествий и конференций. Педагог должен развиваться не за свой счет», — отмечает Снегуров.
Чтобы изменить эту ситуацию заслуженный учитель России предлагает создать комфортную обстановку в школах и изменить кадровую политику: набирать здравомыслящих людей и перестать зависеть от рейтингов.
По его словам, в центре внимания не педагог, а цифры и рейтинги. Огромное количество отчетности на учителях, журналы проветривания и подобное, все это приходится делать между уроками.
«Отбор для педагогических ВУЗов должен быть серьезней и подготовка тоже. У них же сейчас практика сокращена до 3 неделей, когда у нас было 2,5 года. Нет смысла говорить сколько у нас выпущено педагогов. Что от этого числа? Нужно смотреть сколько останется в профессии через 3 года», — добавил в разговоре с корреспондентом ProGorodChelny Александр Снегуров.
Ситуация с нехваткой учителей в Татарстане требует комплексного подхода и внимательного анализа. Необходимо активно привлекать молодежь в профессию, создавая для нее благоприятные условия — как материальные, так и социальные.
Увеличение зарплат, предоставление жилья и льгот, а также внимание к профессиональному развитию педагогов могут стать ключевыми шагами на пути к решению проблемы.