Несмотря на широкое присутствие китайских автомобилей на российском рынке, автовладельцы не торопятся менять свои машины на китайские. Эксперты объясняют причины такого выбора.
Российский автопарк продолжает стареть, и владельцы машин чаще предпочитают поддерживать старые автомобили в рабочем состоянии, чем покупать новые китайские модели.
В 2024 году, согласно данным агентства «Автостат», средний срок владения автомобилями Lada составил 8,4 года, а для машин европейских брендов – 6,8 года, корейских – 6,5 года. Для сравнения, в 2010 году эти показатели были значительно ниже. Это отражает не только снижение покупательской способности, но и более осторожный подход к выбору новых автомобилей. К китайским моделям россияне относятся с настороженностью.
Интересно, что машины старше десяти лет теперь составляют большую часть вторичного рынка. Так, в 2023 году их доля достигла 25%, а в 2024 году — 27%. Это подтверждает стремление россиян продлить срок службы своих старых автомобилей.
К началу 2025 года в России насчитывается 33,5 миллиона автомобилей, старше десяти лет, что составляет 70,5% от общего числа легковых машин. Средний возраст автомобилей в стране уже достиг 15,5 лет.
Что касается вторичного рынка, то китайские автомобили не входят в десятку самых продаваемых. В январе 2025 года продажи автомобилей с пробегом выросли на 29,4% по сравнению с январем 2024 года, при этом лидерами стали такие марки, как Lada, Toyota, Kia и Hyundai. Доля китайских автомобилей на этом рынке составляет всего 4%.
Почему так происходит? Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр пояснил, что россияне предпочитают автомобили с долгой историей, такие как европейские, японские, корейские и американские марки. Эти бренды имеют репутацию, проверенную временем, а также отличаются высоким качеством и надежностью. У китайских машин еще нет такой репутации, и покупатели относятся к ним с недоверием.
Кроме того, у привычных марок уже сложилась инфраструктура обслуживания: есть квалифицированные специалисты и запчасти, что делает эксплуатацию этих автомобилей проще и дешевле. У китайских брендов, в свою очередь, такие преимущества еще только формируются.
На фоне этого китайские автомобили сталкиваются с трудностями. По словам Алексея Подщеколдина, главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры», некоторые малые дилеры рискуют выйти из бизнеса из-за низкого спроса на китайские машины. Нераспроданные автомобили китайских марок начали занимать больше места на складах, и дилеры вынуждены снижать цены, чтобы избавиться от стоков.
Тем не менее, по мнению экспертов, китайские автомобили все же могут занять свою нишу на вторичном рынке. В будущем, когда автомобили с пробегом старых марок выйдут из строя, китайские модели могут занять их место, особенно если улучшат качество и технологические характеристики.