Top.Mail.Ru

Почему российские автолюбители не торопятся перейти на китайские авто

Несмотря на широкое присутствие китайских автомобилей на российском рынке, автовладельцы не торопятся менять свои машины на китайские. Эксперты объясняют причины такого выбора.

Российский автопарк продолжает стареть, и владельцы машин чаще предпочитают поддерживать старые автомобили в рабочем состоянии, чем покупать новые китайские модели.

В 2024 году, согласно данным агентства «Автостат», средний срок владения автомобилями Lada составил 8,4 года, а для машин европейских брендов – 6,8 года, корейских – 6,5 года. Для сравнения, в 2010 году эти показатели были значительно ниже. Это отражает не только снижение покупательской способности, но и более осторожный подход к выбору новых автомобилей. К китайским моделям россияне относятся с настороженностью.

Интересно, что машины старше десяти лет теперь составляют большую часть вторичного рынка. Так, в 2023 году их доля достигла 25%, а в 2024 году — 27%. Это подтверждает стремление россиян продлить срок службы своих старых автомобилей.

К началу 2025 года в России насчитывается 33,5 миллиона автомобилей, старше десяти лет, что составляет 70,5% от общего числа легковых машин. Средний возраст автомобилей в стране уже достиг 15,5 лет.

Что касается вторичного рынка, то китайские автомобили не входят в десятку самых продаваемых. В январе 2025 года продажи автомобилей с пробегом выросли на 29,4% по сравнению с январем 2024 года, при этом лидерами стали такие марки, как Lada, Toyota, Kia и Hyundai. Доля китайских автомобилей на этом рынке составляет всего 4%.

Почему так происходит? Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр пояснил, что россияне предпочитают автомобили с долгой историей, такие как европейские, японские, корейские и американские марки. Эти бренды имеют репутацию, проверенную временем, а также отличаются высоким качеством и надежностью. У китайских машин еще нет такой репутации, и покупатели относятся к ним с недоверием.

Кроме того, у привычных марок уже сложилась инфраструктура обслуживания: есть квалифицированные специалисты и запчасти, что делает эксплуатацию этих автомобилей проще и дешевле. У китайских брендов, в свою очередь, такие преимущества еще только формируются.

На фоне этого китайские автомобили сталкиваются с трудностями. По словам Алексея Подщеколдина, главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры», некоторые малые дилеры рискуют выйти из бизнеса из-за низкого спроса на китайские машины. Нераспроданные автомобили китайских марок начали занимать больше места на складах, и дилеры вынуждены снижать цены, чтобы избавиться от стоков.

Тем не менее, по мнению экспертов, китайские автомобили все же могут занять свою нишу на вторичном рынке. В будущем, когда автомобили с пробегом старых марок выйдут из строя, китайские модели могут занять их место, особенно если улучшат качество и технологические характеристики.