Как развивались веб-студии

По данным, любезно предоставленным аналитическим порталом CMS Magazine, «на радарах» видно 286 живых русскоязычных веб-студий для создания сайта размером 1—3 человека, 626 — размером 4—7 человек, и 556 — размером 8—15 человек. «Живые» — это те, кто опубликовал на портале хотя бы одну работу в 2012—2013 годах.
То есть, больше тысячи компаний, которые уже перестали быть фриланс-парой из дизайнера и верстальщика-программиста, но ещё не выросли в большой бизнес, находятся в постоянном поиске клиентов и в постоянных раздумьях, как начать зарабатывать больше.
Последние годы рынок всё чаще говорит о необходимости позиционирования, маркетинга и PR для веб-студий, причём если раньше это относилось к Top-10 компаний, сегодня об этих чуждых интернет-специалистам материях приходится задумываться той самой тысяче с численностью сотрудников 4—15. К счастью, и на Хабре появляются хорошие статьи на эту тему. Мы хотим дать взгляд на проблему позиционирования ещё с одной стороны.

Прописная маркетинговая истина: позиционирование — это не то, что вы говорите, а то, что думает о вас ваша целевая аудитория.

Поэтому всякое позиционирование должно подтверждаться практикой. Если вы говорите, что умеете делать высоконагруженные проекты, они не просто должны быть у вас в портфолио, у вас процесс должен быть под них заточен — от компетенций сотрудников до состава работ. Если вы говорите о суперкрутом клиентском сервисе, под него также должен быть заточен процесс — аккаунт-менеджмент, выявление скрытых ожиданий, обучение клиента и многое другое.
Это означает, что выбор позиционирования зачастую сопряжён с выбором того, куда вы вообще хотите развиваться как бизнес.
Есть два класса компетенций, которые дороговато прокачивать вместе — технологические компетенции (супер-адаптивно-кроссбраузерная вёрстка, высоконагруженные приложения, сложные сервисы и т.п.) и компетенции клиентского взаимодействия (хорошие договоры, мощный pre-sale, выявление и фиксация ожиданий, выявление скрытых сторон, влияющих на проект, креатив, и т.п.).
Условно говоря, один нормальный программист в небольшой веб-студии может расти либо в супер-программиста, либо в менеджера проекта, и это сложно делать одновременно.