Учат 11 лет, а ума нет: почему на самом деле челнинские школьники до сих пор не говорят на английском языке
Фотография носит иллюстративный характер
Английский язык – необходимость, которая продиктована временем. Работодатели все чаще рассматривают соискателей со знанием иностранного языка. Казалось бы, нас учат английскому языку со 2 класса, а кого-то и вовсе с детсадовских лет. Почему тогда вакансии с требованиями знаний английского языка закрываются так мучительно долго, а выезжая за границу, наши соотечественники с трудом изъясняются без переводчика в телефоне? Так, 63% из числа опрошенных ВЦИОМ считают, что школьных знаний недостаточно и они не отвечают требованиям современности.
Редакция ProGorodChelny связалась с основательницей школы English World в Набережных Челнах Давлетзяновой Эльвирой Борисовной. Она рассказала, почему уроков английского в рамках школы недостаточно и как сделать так, чтобы ребенок на самом деле выучил новый язык.
Давлетзянова Эльвира Борисовна – основательница школы English World в Набережных Челнах
- Что не так в школьной системе оценивания?
- Мой опыт школьного учителя говорит, что система оценивания, остающаяся неизменной со времен революции, вообще неэффективна. Она не способна учитывать личностные и психологические особенности ребенка. Наши оценки разделили детей на хороших и плохих: усвоил материал – хороший ученик, не усвоил – плохой. Но ведь в жизни совсем не так.
В школе я сотни раз наблюдала, как ребенок, плохо успевающий почти по всем предметам, впоследствии догонял и перегонял своих одноклассников. И наоборот.
Не бывает необучаемых детей, бывает неправильный подход.
- Чему сейчас учат детей в школах и почему это не помогает должным образом изучить язык?
- Сегодня в школах детей учат каким-то формальным вещам: бесконечные ВПР и РПР, ОГЭ и ЕГЭ, про которые и говорить-то не хочется. Натаскивают детей на сдачу всех этих тестов, а настоящих знаний нет.
Приведу пример. Мои старшие дочки очень разные: одна добросовестно относится к своим обязанностям и старается не получать плохие отметки, для второй же двойка не является катастрофой, но я не могу сказать, что она ничего не знает. К примеру, математика. Вторая дочь легко решает задачи, но за контрольные работы частенько приносит двойки и тройки. За что? Грязно, неправильно оформлено и так далее. Что я делаю? Ругаю, конечно.
А кому не хочется, чтоб его ребенок был самым-самым? Но знаете, ругаю больше для порядка, чтоб не расслаблялась – ведь задачу-то она решила правильно. И так получается, что учителя сконцентрированы на шаблонах, а не реальных знаниях детей.
А если говорить об уроках иностранного языка, которые требуют индивидуального подхода в силу личных особенностей, «натаскивание» на шаблоны ни к чему не приведёт.
Такая огромная машина, как система образования, не способна к индивидуальному подходу. И поэтому родители, которые заинтересованы в том, чтобы их дети знали язык, обращаются в дополнительные школы. И именно в них, благодаря небольшим группам и заинтересованным учителям, получается научить каждого. Так, за время с момента открытия школы мы обучили более 5000 человек.
- В школах концентрируют внимание на оценках, но вот стоит ли ругать детей за плохие отметки?
- Ругать или не ругать за двойки – дело сугубо индивидуальное. Если способный лентяй не хочет напрягаться, то почему бы не наказать? Пусть привыкает напрягаться, в жизни это пригодится. А если ребенок старается, но не получается – чем поможет ругань? Старается же! Есть желание трудиться – это главное.
- Эльвира Борисовна, как вы считаете, что нужно поменять в школьной программе по английскому языку?
- Я убеждена, что корень проблемы кроется в подходе. Цель учителя в нынешней системе образования – получить измеримый результат, который можно вставить в отчет. Например, высокую среднюю оценку по классу.
Зачем учителю, который нацелен лишь на оценки учеников и результаты ЕГЭ, внедрять вовлекающие инструменты и стараться достучаться до ребенка? А теперь представьте, что помимо вопроса об оценках, у учителя еще целый пласт причин для головной боли: отчеты, открытые уроки, проверки, снова отчеты…
Еще раз спрошу, зачем учителю в таких условиях еще больше усложнять себе жизнь? Для этого нужно быть фанатом своего дела (а таких единицы). Или работать на голом энтузиазме, который точно разобьется о систему через полгода-год.
Ребенок не может сам решить “хотеть учиться”, его психика и система ценностей еще не сформирована таким образом, чтобы черпать мотивацию внутри себя. Ему нужна поддержка родителей и мотивированный, вовлеченный учитель. Такой учитель, который будет использовать интерактив, внедрять аудио и видеоматериалы.
Также без постоянного общения с носителем языка, английский практически невозможно выучить. Но, к сожалению, сегодня такая практика доступна только в частных школах иностранного языка.
При желании, общеобразовательная школа может это дать. Ведь кабинеты оснащены, есть интерактивные доски. Вот только не все учителя пользуются этими возможностями. И теперь нам нетрудно догадаться, почему.
В English World 20 преподавателей, которые пользуются системой обучения, в основе которой лежит индивидуальный подход к ребенку. Это значит, что наша цель – дать ребенку реальные, применимые знания. Мы не стремимся к высоким оценкам в школе. Конечно, через месяцы после обучения оценки ребенка станут выше, и это закономерно. Однако это не является нашей целью.
- Если в общеобразовательной школе показателем знаний являются оценки, то как оценивают знания в частных школах английского языка?
- Опишу на примере нашей школы. Чтобы оценить прогресс, мы проводим тестирования, адаптированные под темперамент учеников. Если ребёнок с чем-то не справляется, мы изучаем тему и восполняем недостающий элемент. Отмечу, что мы никак не обращаем внимания на школьных успехи. Некоторые дети попросту не могут писать контрольные работы в силу своих особенностей. Например, ребёнок неусидчивый, торопится, “лишь бы быстрее сделать”. В таких случаях оценивать знания по результатам контрольной было бы некорректно.
Реклама. ИП Давлетзянова Эльвира Борисовна/ 5GmBfJXW