Top.Mail.Ru

Ассортимент продуктов в России продолжает сокращаться

Анна Сальникова Редактор новостной ленты

В июле в российских магазинах стало меньше товаров — выбор продуктов уменьшился на 2,3%, непродовольственных — на 1,8%. Это связано с тем, что ритейлеры стали сокращать торговые площади и отдают предпочтение только наиболее популярным товарам.

Компания Nielsen сообщает, что особенно сильно упал ассортимент в категориях алкоголя и детских товаров — на 5,6% и 5,1% соответственно. Также сократился выпуск новинок в уходовой косметике — до 8,3% в детских средствах и до 7,3% в уходе за лицом. Небольшой рост — около 1% — наблюдается в гигиенических товарах.

Ранее на рынке наблюдался активный запуск новинок, особенно в категории продуктов, но сейчас этот процесс замедлился. В непродовольственном сегменте часть продаж ушла в онлайн, что тоже повлияло на количество товаров на полках.

Как объяснила Салтанат Нысанова из Nielsen, ритейлеры проанализировали эффективность товаров и убрали те, что не пользовались спросом.

По словам Ольги Сумишевской из One Story, покупатели стали чаще ходить в небольшие магазины, где больше готовой еды и меньше непродуктовых товаров. В таких точках на каждую потребность чаще всего приходится одна позиция, поэтому ассортимент становится компактнее.

Согласно данным Infoline, за первые семь месяцев года средняя площадь продуктовых магазинов сократилась до 312 кв. м. Снижение продолжается — крупные сети делают ставку на ультракомпактные форматы.

Например, «Магнит» развивает сеть магазинов «Заряд» с площадью около 100 кв. м, а X5 Group запускает «Перекресток Select» — его формат в три раза меньше обычного супермаркета. Как отмечает Елена Варламова из Neo, это помогает снизить расходы на аренду.

X5 Group заявляет, что за последние три года ассортимент сократился на 15–20%, но клиенты стали лучше воспринимать его структуру.

Сеть «Лента» также оптимизирует выбор товаров, а освободившиеся площади сдаёт под другие проекты. Новые магазины компании стали компактнее старых гипермаркетов, пишет Ъ.