Top.Mail.Ru

Почему советский суперкар так и не попал на дороги

В конце 1980-х на московском заводе АЗЛК родилась амбициозная идея — создать автомобиль будущего. Так появился проект АЗЛК-2144 «Истра». Разработчики хотели показать, на что способно советское автопроизводство. Но именно высокие технологии и стали для машины роковыми.

Слишком сложный для своего времени

Основной проблемой стало то, что в конструкцию «Истры» заложили решения, которые советская промышленность не могла массово производить. Кузов полностью из алюминия требовал особого оборудования и переработки всего производственного процесса. Для этого пришлось бы обновить заводы, обучить работников и закупить сложную технику.

Двери-«крылья» не взлетели

Дизайнеры придумали эффектные двери, открывающиеся вверх — редкость даже сегодня. Но реализовать такую конструкцию оказалось непросто. Требовались точные и надежные механизмы: прочные петли, мощные амортизаторы и точная сборка. В условиях постоянной нехватки деталей в позднем СССР это оказалось невозможным.

Современные технологии без шансов на реализацию

Автомобиль хотели оснастить передовыми функциями: проекционным дисплеем, ночным видением, адаптивной подвеской и автоматической коробкой. Звучит впечатляюще, но на практике ни одна из этих систем не могла быть внедрена — не хватало ни техники, ни деталей, ни ресурсов. А при поломке ремонт обошёлся бы очень дорого.

Итог — проект, ставший музейным экспонатом

В итоге «Истра» так и осталась экспериментальной моделью. Единственный образец можно увидеть на ВДНХ — он напоминает о мечтах советских инженеров, которые опередили возможности своего времени.