Top.Mail.Ru

Российские грузовики в лидерах: отечественные бренды выходят на передовые позиции

В России увеличились продажи грузовых автомобилей, и первенство в этом сегменте удерживают отечественные производители. В отличие от зарубежных конкурентов, российские компании не только улучшили качество своей продукции, но и расширили модельный ряд. Среди новых моделей — грузовик, разработанный с применением военных технологий, самосвал для арктических условий и обновленная грузо-пассажирская версия «буханки».

Производители грузовой техники стараются удержаться на плаву в условиях нестабильного рынка. Хотя отрасль рисковала оказаться в кризисе, компании смогли адаптироваться. Однако спрос на крупнотоннажные грузовики в России продолжает снижаться. По данным «Автостата», в прошлом году было продано 102 тысячи новых машин, что почти на 20% меньше, чем в 2023-м. В десятке лидеров — два российских бренда, один белорусский, а остальные позиции занимают китайские производители.

Одним из главных игроков остается КамАЗ, который представил новое поколение грузовиков с индексом К5. Хотя базовая версия модели появилась еще в 2017 году, конструкция была значительно доработана, а большинство комплектующих теперь производятся в России. В январе завод начал выпускать шестиосный тягач К5 в так называемой «антисанкционной» версии, где даже двигатель – отечественного производства.

Мотор семейства Р6 – рядный шестицилиндровый объемом 13 литров – разрабатывался не как замена импортным Cummins, а параллельно с проектом К5. Как пояснил директор по производству АО «Кама Дизель» Виктор Киплокс, старые двигатели, использовавшиеся на КамАЗе, не соответствовали необходимым характеристикам. Сейчас уровень локализации этого мотора достигает 98%, однако некоторые комплектующие, например турбины, все же поставляются из дружественных стран.

Кроме того, завод активно осваивает ниши, освободившиеся после ухода европейских брендов, предлагая широкий модельный ряд: от городских автобусов до спецтехники. В 2024 году завод реализовал 4300 тягачей последнего поколения, но основной объем продаж по-прежнему приходится на проверенные временем модели.

Классические грузовики, разработанные еще в советское время, остаются востребованными благодаря своей надежности и простоте. По словам Даниила Козлова, руководителя сервисной службы автомобилей «Урал», традиционная металлическая кабина этого грузовика – одна из самых практичных, особенно в условиях бездорожья и тяжелых условий эксплуатации.

Современные версии этих автомобилей, хоть и сохранили легендарную проходимость, стали значительно комфортнее. Новые кабины оснащены удобной приборной панелью, эргономичным рулем и даже кондиционером. Это позволяет использовать технику в самых сложных условиях, куда не всякий трактор доедет.

Одним из ключевых обновлений стал экспедиционный автобус «Арктика», адаптированный к экстремально низким температурам. Конкуренция в этом сегменте усиливается, и теперь в гражданский сектор выходит Брянский автозавод, ранее специализировавшийся на военной технике. Его первый гражданский седельный тягач уже привлек внимание потенциальных покупателей.

Как отметил Дмитрий Лебедев, глава департамента инжиниринга АО «Романов», интерес к новой модели вырос после декабрьской выставки, где технику оценили специалисты. В основе разработки лежат технологии, проверенные в военных условиях. Например, грузовик получил независимую подвеску и комплектующие, используемые в зоне СВО. Локализация модели достигает 90%: двигатель выпускается в Ярославле, мосты и раздаточная коробка — в Брянске, а кабину проектировали на Обуховском заводе.

Российские производители активно заполняют ниши, оставленные европейскими компаниями, пока китайские конкуренты сталкиваются с проблемами. Например, одна из самых популярных китайских моделей оказалась под запретом Росстандарта из-за несоответствия требованиям безопасности. Это создает дополнительное пространство для роста отечественных брендов, которые продолжают наращивать свое присутствие на рынке.